Леонид Бершидский: Конец Made in China
Думки 03.09.2015 11:08 Ориентированная на экспорт модель экономики уничтожила экологию Китая и сделала страну зависимой от спроса на внешних рынкахОригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com
Сейчас, с замедлением китайской промышленности, странам, зависящим от ее стремительного роста, особенно поставщикам сырья, придется приспосабливаться. В некоторых случаях им потребуется полностью перестроить свои экономики.
В первом квартале глобальный товарооборот упал на 1,5% – и понизился еще на 0,5% в течение следующих трех месяцев. Это было самое серьезное падение за последние шесть лет, ведется активная дискуссия относительно его причин. Тем не менее никто не упоминает роли Китая в неестественно высоком росте торговли в последние два десятилетия. Этот феномен лучше всего описывает темп роста китайского экспорта по сравнению с мировой экономикой:
Китай использовал свою многочисленную и дешевую рабочую силу, чтобы производить товары с конкурентными ценами, по максимуму пользуясь этим преимуществом на рынке экспорта. Китай, к примеру, применял более выгодные тарифные ставки для импорта, предназначенного для дальнейшей переработки и реэкспорта, который занимает от 30 до 50% от общего объема торговли в Китае.
Тем не менее, в последние годы это преимущество перестало быть очевидным. На конец прошлого года средняя зарплата в Китае составляла $770 в месяц – больше, чем в РФ ($591) и Румынии ($632). Made in China теперь далеко не всегда лучший выбор.
Несмотря на то, что внутреннее потребление в Китае растет быстро (на 10% во втором квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), по сравнению с пятью годами ранее оно начало замедляться (на тот момент рост розничных продаж составлял 20%) и не может полностью компенсировать ослабление экспорта. В результате вклад промышленности в рост Китая начал сокращаться:
Похоже, расширение производства также истощается. В августе официальный Индекс менеджеров по закупкам сократился до 49,7% по сравнению с 50% в июле, что демонстрирует уменьшение производства. Восстановление может произойти только благодаря экспорту, и добиться этого можно, только еще больше девальвировав юань.
Это плохие новости для стран, которые радостно подкармливали китайский пузырь своим экспортом. И это целый список стран. За последние годы значимость экспорта в Китае значительно увеличилась для большинства стран G-20:
Больше всего от поставок сырья в Китай зависят Австралия, Бразилия и ЮАР. Россия, традиционно опоздавшая к вечеринке, как раз пытается создать такую зависимость (аккурат когда от нее пора начинать избавляться). Нелегко приходится и Южной Корее, которая поставляет в Китай готовую продукцию – корабли, технику, компьютерные чипы: в августе поставки в Китай сократились на 8,8% по сравнению с прошлым годом.
Большинство европейских стран, а также Турция, напротив, не пострадали: их экспорт достаточно диверсифицирован, чтобы замедление Китая на нем не отразилось. Худшие показатели зависимости от Китая демонстрируют страны, не вошедшие в список 20 крупнейших экономик мира: в 2013-м в Китай уходило 90% экспорта Монголии, 70% экспорта Туркменистана (по большей части это был газ) и от 40 до 70% экспорта Анголы, Республики Конго, Гамбии и Мавритании. Для Африки, где роль Китая в 2000-х стремительно росла (другие игроки регионом интересовались мало), падение спроса в Китае будет настоящей трагедией.
Китай никогда не обещал, что останется глобальным промышленным заводом навсегда. Его ориентированная на экспорт модель экономики функционировала некоторое время, поскольку давала возможность быстрого роста, но также она уничтожила экологию Китая и сделала страну зависимой от спроса на внешних рынках, который, как показали недавние экономические кризисы, может быть крайне ненадежен. От этой модели пора отходить, и странам, построившим на ней свои экономические планы, следует пересмотреть стратегию и приготовиться к замедлению роста.
Теги: Китай Леонид Бершидский Made in China Переглядів: 1700