Что стимулирующий тариф даст облэнерго и потребителям

Енергетика 27.11.2015    09:47

Стимулирующий тариф, или RAB-регулирование (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) предусматривает рост дохода в зависимости от размеров инвестирования. Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) планирует с 2016 года применить стимулирующее торфообразование для первых шести дистрибуционных компаний — облэнерго, которые продают электроэнергию промышленным и бытовым потребителям.

Еще в августе комиссия опубликовала проект регуляторного акта, который вносит изменения в постановление № 1009 от июля 2013 года «Об установлении параметров регулирования, которые имеют долгий срок действия, для целей стимулирующего регулирования».

Как было раньше

Сейчас дистрибуционные компании утверждают в НКРЭКУ операционные затраты, которые возмещаются госпредприятием «Энергорынок», куда поступают платежи за электроэнергию. В качестве условной прибыли облэнерго получают лишь 1% от их общих затрат, которые чаще всего идут на закрытие финансовых дыр, возникающих из-за несвоевременных расчетов.

Прибыль акционерам облэнерго в существующей системе вообще не предусматривается. Между тем почти все они принадлежат шести промышленным группам. Из 25 природных монополий в этой сфере (24 облэнерго и «Киевэнерго») лишь в четырех контрольные пакеты акций управляются государством.

Как зарабатывают владельцы облэнерго? Есть два основных метода. Первый состоит в том, что компании закупают товары и услуги у аффилированных юрлиц по завышенным ценам. Часть средств, перечисленных этим юрлицам, уходит заграницу через офшорные компании. Второй способ основан на устаревшей инфраструктуре сетей облэнерго. Зачастую подключить к ним новый объект официально нет возможности. Подключение решается через взятки, которые будущие потребители заносят в дистрибуционную компанию.

Монополии, продающие электроэнергию в Украине, принадлежат Ринату Ахметову, Константину Григоришину, Игорю Коломойскому, Игорю и Григорию Суркисам, Юрию Бойко и группе VS Energy, в которую входят россияне Евгений Гинер, Михаил Воеводин и Александр Бабаков — депутат Госдумы РФ, голосовавший за аннексию Крыма.

Как будет после перехода на RAB

С 2016 года шесть облэнерго кроме возмещения операционных затрат будут получать легальный доход в размере 5% от стоимости их активов, оцененных представителями «большой четверки» аудиторских компаний. Логика в том, что стоимость активов — «старый капитал», первоначально вложенный в сети. В 2013 году, когда прошлый состав регулятора пытался запустить RAB-регулирование для облэнерго, он предложил установить доход на «старый капитал» в размере 0% в первый год с погодичным повышением до 3%.

Это было сделано для того, чтобы избежать большого увеличения стоимости электроэнергии для потребителя. Однако акционеры облэнерго не пошли на эти условия. С другой стороны, пакеты акций облэнерго продавались в разное время за различные суммы. Некоторые, — такие, как «Ровнооблэнерго» и «Киевоблэнерго», — были перепроданы после приватизации. Очевидно, что в большинстве случаев, акционеры получат несоизмеримо большую прибыль по сравнению с тем, что вложили в актив.

По условиям перехода на стимулирующее регулирование, не менее половины своих доходных средств, дистрибуционная компания обязана реинвестировать в свою инфраструктуру. На этот «новый капитал» компаниям каждый год будет начисляться доход в размере 14,79% от вложенных средств.

Таким образом регулятор пытается заинтересовать акционера вкладывать средства в развитие облэнерго. Чем больше вложит — тем больше получит дохода. Риск в том, что даже положив средства в банк, акционер получит гораздо большую ставку дохода. При этом, остается риск дальнейшего отмывания средств на тендерах с участием связанных компаний.

Важно, что начиная со второго года действия RAB, возмещение операционных затрат компаний будет сокращаться на 1% в год. Теоретически, если компания перестанет инвестировать в свои сети и бороться с потерями, через несколько лет ее доход значительно уменьшиться.

У одного из участников рынка удалось достать предварительный расчет по изменению дохода шести облэнерго, которые со следующего года должны перейти на RAB.

Дистрибуционная компания Действующий годовой тарифный доход (млн грн) Доход после перехода на RAB (млн грн) Процент роста Собственник контрольного пакета акций
Днепрооблэнерго    1 356,41 1 888,41 39% Ринат Ахметов
Киевоблэнерго    570,62 1 207,05 112% VS Energy
Львовоблэнерго    686,23 1 104,41 61% Игорь Суркис
Винницаоблэнерго    570,15 917,76 61% Константин Григоришин
Прикарпатьеоблэнерго    484,15 762,27 57% Игорь Суркис
Кировоградоблэнерго    410,91 626,54 52% VS Energy
Всего    4 078,48 6 506,24 60%  

Со следующего года «Энергорынку» придется заплатить 2,5 млрд грн дополнительно к тому доходу, который у компаний был в 2015 году. По предварительным подсчетам, когда на RAB перейдут все монополии, их общий доход увеличиться на 12 млрд грн.

Сейчас все шесть облэнерго уже подали документы, необходимые для перехода на новый тариф. Однако в регуляторе не спешат официально называть суммы их дохода в 2016 году.

Выгоды потребителя

Почему возможность перейти на RAB получили именно эти шесть компаний? Самым первым условием для этого перехода является отсутствие задолженности перед «Энергорынком» по платежам, взятым с потребителей.

Кроме того, через несколько лет компания обязана выйти на определенные показатели по качеству предоставления услуг. Например, средний показатель времени отключения от потребления электроэнергии не должен будет превышать 150 часов в год для городской местности и 300 часов в год для сельской местности. Должна обновиться инфраструктура сетей электропередач, что даст возможность беспроблемного подключения к ним новых объектов.

Через несколько лет рост доходов облэнерго остановится за счет того, что крупных инвестиций уже не понадобиться, а выплаты на операционные затраты будут постоянно снижаться. Следовательно, можно будет снизить тариф для потребителя.

Если облэнерго не будет выполнять требования регулятора по качеству, снижениям потерь и отсутствию долгов по расчетам за электроэнергию, НКРЭКУ может оштрафовать компанию на сумму до 5% ее годового дохода или вообще отменить ей стимулирующее регулирование.

RAB применяется во многих странах западной Европы уже 20 лет. Великобритания, Норвегия, Испания и Польша перешли на него еще до 2000-го года. В 2008 году его внедрила Россия, инфраструктура электросетей которой похожа на нашу.

Конфликт интересов

Разговоры о применении в Украине RAB начались в 2008 году. В 2012 году прошлый состав регулятора попытался запустить процесс. Но из-за неготовности тогдашнего руководства страны повышать тарифы на электроэнергию для населения, он провалился. В 2015 году подготовку к RAB возобновил председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк.

Отметим, нынешний глава регулятора лоялен к российскому бизнесмену Константину Григоришину. Григоришин владеет контрольными пакетами акций двух облэнерго, крупными пакетами еще в семи и миноритарными долями в двух. Он вместе с Ринатом Ахметовым и группой VS Energy станет самым крупным выгодополучателем от введения RAB. Кроме того, Григоришину принадлежит предприятие «Запорожтрансформатор» — самый крупный производитель трансформаторов в СНГ и единственный в Украине. Учитывая устаревшее оборудование облэнерго, не малая часть реинвестиций пойдет на закупку трансформаторов у этого завода.

Также остается открытым вопрос о том, хватит ли средств у госпредприятия «Энергорынок», чтобы обеспечить все выплаты по RAB, не урезая выплаты остальным участникам рынка и не поднимая тарифы на электроэнергию для потребителей.

Согласно постановлению НКРЭКУ, график повышения тарифов для населения утвержден до 2017 года. Очевидно, что изменения в него вносится не будут. Тарифы могут быть повышены для промышленных потребителей. Сейчас они и так платят за электроэнергию в три раза больше, чем население. Это мешает созданию рыночных условий в энергетической сфере и удорожает украинскую продукцию.

В экспертной среде с необходимостью перехода облэнерго на стимулирующее регулирование никто не спорит. Вопросы вызывают детали, позволяющие акционерам облэнерго иметь большой доход на фоне общего экономического упадка.

Бывший член НКРЭКУ Андрей Герус, лояльный главе администрации президента Борису Ложкину, считает предложенные регулятором условия RAB не приемлемыми для Украины в данный момент. Герус предлагает снизить ставку дохода на «старый капитал» и повысить ее на новые инвестиции. Кроме того, по мнению эксперта, нужно обязать акционеров реинвестировать в облэнерго не половину, а 75% дохода.

Команда Ложкина уже предприняла конкретные шаги, чтобы изменить условия RAB. Минэкономразвития (МЭРТ) под руководством Айвараса Абромавичуса, рекомендованного в правительство Ложкиным, отказалось согласовывать решение НКРЭКУ по RAB, настаивая на 75% необходимых реинвестиций. Заместителем главы МЭРТ является Юлия Ковалив, работавшая в НКРЭКУ до скандала с закупкой трансформаторов у Григоришина госкомпанией «Укрэенрго».

Стимулирующее регулирование создает условия для ведения честного бизнеса. Однако исторически так сложилось, что этим бизнесом занимаются люди, которые сейчас могут влиять на регуляторную политику государства.

Теги:   Энергорынок НКРЭКУ Regulatory Asset Base Переглядів:   917

Читайте також:

14.11

ДТЕК з початку року ввів у роботу 18 нових вугільних лав

13.11

«Укргідроенерго» оголосило тендер на страхування пожежних дружин своїх філій

13.11

Американська Holtec може запросити фахівців «Енергоатом» для будівництва реактора SMR-300 на АЕС у США