Томаш Фиала: Отставание Украины – это позор
Думки 25.08.2016 15:27 Революция в Украине была очень кровавой. Я не думал, что после стольких жертв политики будут такими циничными, что вернутся назадПервое впечатление от Украины в 1996 году — аэропорт, похожий на автовокзал в каком‑нибудь маленьком городке Чехии. Улицы Киева тогда не освещались, не было вывесок и билбордов, работали всего три приличных ресторана. Но, с другой стороны, машин мало, так что даже на Крещатике можно было припарковаться в любое время.
Первая большая сделка, которую мы совершили в Wood & Company, оказалась неудачной. Мы купили 4% акций крупнейшего на тот момент банка Украина. Сделку провели на Украинской фондовой бирже и ПФТС, о ней написали The Wall Street Journal и The Financial Times как о первой масштабной сделке с украинскими ценными бумагами. Мы заплатили, но банк не спешил передавать пакет акций. После меня вызвал председатель правления банка и предложил подписать бумагу о том, что моя компания отказывается от сделки. Иначе, добавил банкир, он не может гарантировать мою безопасность. Я отказался.
Мы начали бороться, но у нас ничего не вышло. Хотя нам помогал посол Великобритании, встречались с Виктором Ющенко, который тогда был главой НБУ и обещал, что сделка состоится. Договор пришлось расторгнуть. Потом нам стало известно, что политики, которые тогда находились у власти, воровали деньги из банка Украина. Когда они узнали, что иностранцы покупают 4% и становятся крупными акционерами, начали переживать, что это заставит банк работать прозрачно.
Это научило нас быть более осторожными: мы поняли, что в Украине подписанный договор ничего не значит. Гораздо важнее понимать, с кем ты имеешь дело, какова его история и репутация. Это, к сожалению, несильно поменялось, потому что в суде добиться правоты очень тяжело. Суды и правоохранительные органы остаются очень коррумпированными.
Если говорить о позитивных изменениях, то в целом бизнес-среда в стране стала другой. Раньше во время моих поездок на заводы, чтобы познакомиться с топ-менеджерами предприятий, обязательно нужно было с ними выпить. За первый месяц в Украине я выпил столько водки, сколько за всю свою предыдущую жизнь. Сейчас этого нет. Люди перенимают международный опыт. Среда стала более интернациональной, все подтянулось к тем стандартам, которые есть в Европе.
За первый месяц в Украине я выпил столько водки, сколько за всю свою предыдущую жизнь. Сейчас этого нет
Я всегда считал и говорил иностранным инвесторам, которых сопровождал, что украинцы ничем не отличаются от чехов или поляков. Страна граничит с ЕС и ничем не уступает другим странам по уровню культуры, религии. Люди образованные, смотрят то же ТВ, имеют похожее потребительское поведение. Поэтому Украина будет повторять тот путь, который прошли центрально-европейские страны после падения социализма.
Так и происходило, хотя финансовый кризис 2008–2009 годов отбросил нас дальше других. И правление Януковича — тоже. Последние два года нас тормозила российская военная и экономическая агрессия, но после революции появилась надежда на изменения внутри страны. Сейчас понятно, что их не будет. В сентябре 2014‑го, когда я увидел списки в парламент и понял, что места в них продаются, я очень разочаровался. Революция в Украине была очень кровавой. Я не думал, что после стольких жертв политики будут такими циничными, что вернутся назад. Как и раньше, чтобы стать депутатом, нужно вложить минимум $3 млн. Эти деньги не просто надо отбить (желательно побыстрее), но и еще и заработать. Поэтому ты приходишь в коалицию и говоришь: я буду одним из ваших депутатов, только хочу, например, своего прокурора, или милиционера в области, или зама в госкомпании на закупки. И уже на этом потоке отобьюсь.
В человеческом плане раздражает то, что некоторые украинцы не способны спокойно стоять в очередях. Я много летаю и вижу, как люди ведут себя, например, в аэропортах стран ЕС: не пытаются кого‑то обогнать или надавить. А некоторые украинцы стремятся первыми прорваться в самолет или через паспортный контроль, хотя в итоге все будут лететь одновременно. Хотя в последнее время такое происходит намного реже, это было актуальным лет 10 назад или больше.
Еще не столько раздражает, сколько возмущает, что Украина так отстает в экономическом развитии от Польши, Чехии, Венгрии, Румынии и даже Болгарии. И мне кажется, что это позор. Хотелось бы, чтобы отставание сокращалось или, по крайней мере, не увеличивалось.
Мне кажется, дело в управлении государством. Ведь человеческий ресурс такой же, как и на Западе, — нужно просто им правильно управлять. В Украине есть огромное количество компаний, считающихся одними из лучших в мире. Если бы этот менеджерский подход перенести на госуровень, то и страна развивалась бы намного успешнее. А люди, которые приходят во власть, больше думают о своем кармане, а не о развитии страны.
Это, к сожалению, не поменялось. Теги: Томаш Фиала Переглядів: 5333