Законопроект №5592-д о привлечении инвестиций эмитентами ЦБ несет риски для миноритариев – мнение
Банки 26.05.2017 15:14Принятие законопроекта об упрощении ведения бизнеса и привлечении инвестиций эмитентами ценных бумаг №5592-д в нынешней редакции существенно сократит число эмитентов на украинском фондовом рынке и уменьшает права мелких акционеров, считает управляющий партнер инвесткомпании Capital Times Эрик Найман.
"(Законопроект - ИФ) подтолкнет множество (публичных - ИФ) АО стать именно частным АО. В принципе, логично, правда, рынок акций лишится множества эмитентов. А главный вопрос: куда деваться сотням тысяч миноритарных акционеров таких ЧАО, совершенно непонятно – они, по сути, будут лишены возможности не только влиять на действия ЧАО, но и значительного объема информации об их деятельности и возможности их оспаривать", – написал эксперт на своей странице в сети Facebook.
По его мнению, данный шаг ознаменует завершение первого этапа приватизации в Украине.
Э.Найман также подверг критике предлагаемую в проект норму о возможности собрания акционеров лишить акционеров преимущественного права купить акции в процессе эмиссии.
"Миноритарные акционеры могут стать жертвой банального размытия своей доли в акционерных обществах, если мажоритарий владеет 75%+1 акция ПАО или 95%+1 акция ЧАО", – отметил управляющий партнер Capital Times.
Он считает, что такая норма снизит интерес к украинским акциям в ходе IPO.
Помимо того, Э.Найман призвал отказаться от статьи законопроекта, которая в отдельных случаях ставит права набсовета выше прав общего собрания акционеров, а также подверг критике предложение предоставить набсовету права принимать решения по значительной сделке в случае, если треть наблюдательного совета сформирована из независимых директоров. "Тогда у миноритарного акционера исчезает право требовать от АО выкупить его акции, как если бы такой вопрос рассматривался на собрании акционеров и акционер проголосовал бы против этой значительной сделки", – пояснил эксперт.
По его мнению, требует дискуссии определение паевых ценных бумаг в документе, предусматривающее внесение их собственником только денег и/или активов в капитал.
В то же время управляющий партнер Capital Times выделил и целый ряд позитивных новаций законопроекта, в частности, расширение и уточнение понятия инсайдеров и независимый членов набсовета, урегулирование конвертируемых облигаций, введение понятий "иностранного эмитента" и "публичного предложения ценных бумаг", улучшение условий выплаты дивидендов.
"Выводы – в законопроекте есть много полезных новаций и изменений. Однако целый ряд предложений существенно ухудшают позицию миноритарных акционеров, закладывают мину замедленного действия с экстраординарными полномочиями наблюдательных советов, а также угрожают еще более ухудшить ситуацию на финансовом рынке Украины", – считает Э.Найман.
Как сообщалось, одной из главных целей указанного законопроекта названо снижение регуляторной нагрузки на непубличные АО путем оптимизации объема раскрытия информации и демонополизации путей раскрытия.
По оценкам НКЦБФР, в настоящее время минимальные расходы ПАО на раскрытие информации составляют порядка 21 тыс. грн в год, тогда как в случае отказа от статуса ПАО и принятия этого законопроекта они сократятся до 5,6 тыс. грн.