Как вывести украинский рынок из тени

Ринки Думки 11.07.2017    14:06

Поможет ли этому национальный принцип исчерпания прав?.

Сторонники законопроекта 5419 (который вводит в Украине национальный принцип исчерпания прав – НП) утверждают, что НП поможет в борьбе с контрабандой. Об этом, в частности, упоминается в документе на сайте ЕВА.

Нелегальный ввоз товара на территорию Украины (без платы таможенной пошлины и НДС) – далее контрабанда, является действительно большой проблемой, огромная часть рынка работает в тени. Контрабандные товары продаются посредничеством интернет-магазинов и в обычных торговых точках.

Сторонники введения НП в Украине часто аргументируют тем, что НП поможет в борьбе с контрабандой. Таким образом, путаются яблоки и груши, и получается пюре, которое простому человеку очень сложно съесть. Хотелось бы немного разоблачить аргументы сторонников законопроекта 5419, особенно EBA.

Как НП может помочь в борьбе с контрабандой?

Первое, над чем стоит задуматься, – как именно контрабандные товары попадают в Украину. Основные каналы поступления контрабандной продукции:

Коррупция на таможне, всем известны разные схемы растаможки полных контейнеров за определенную цену. Речь идет об особо крупных размерах.«Пиджаки» на границе. Это сленговое название людей, которые проносят товар в ручной клади непосредственно через границу. «Пиджаки» пользуются возможностью ежедневно привозить в Украину товары для личного употребления на сумму 500 евро,весом до 50 кг. На самом деле ни сумму, ни вес никто не контролирует, а товаров можно пронести гораздо больше. Такой «пиджак» может перейти через границу и несколько раз в сутки, пока в загранпаспорте не закончатся пустые страницы. На самом деле «пиджак» - это реализатор, который получает определенную сумму за одну ходку (пешком или на машине). Из-за таких людей мы часами стоим на границе. Но для населения приграничных регионов – это является одним из небольшого количества вариантов нормального заработка. Товар передают заказчику, который далее реализует его на территории Украины. В единичном случае один «пиджак» считается мелочью, но в целом речь также идет об особо крупных размерах.Международные почтовые отправления. Нужно сказать, что и через этот канал возможно поступление контрабандных товаров, но размеры в сравнении с пунктами 1 и 2 минимальные, так как этот вариант не всем выгодный (стоимость доставки не дешевая, каждую посылку можно проконтролировать). Но именно этот канал очень легко не только контролировать, но и регулировать, поэтому всевозможные ассоциации уделяют ему большое внимание.

Кому из них помешает введение НП? Коррумпированные таможенники будут напуганы до смерти, а «пиджаки» в страхе разбегутся, и будут искать работу в Польше? В первом и втором пунктах, которые описывают основные поступления контрабанды в Украину, НП никак не поможет.

В третьем пункте совершенно другая ситуация. НП может являться достаточно сильным инструментом, которым можно злоупотреблять. Нелегальный бизнес при этом не будет затронут, так как в данной сфере не выгодно пользоваться услугами почтовых перевозчиков, а обычные покупатели наоборот пострадают. Ожидаются задержки в доставке посылок из-за задержек на таможне. В случае принятия законопроекта 4614 любую посылку можно будет просто уничтожить на основании подозрения в том, что в посылке находится контрафактная продукция (не оригинальный товар). Таким образом, под видом борьбы с контрабандой обычным людям, которые заказывают товар за границей, создадут проблемы.

Опыт других стран

Сторонники законопроекта 5419 утверждают, что НП – это опыт лучших международных практик, которые используются в разных странах мира. Думаю, здесь не стоит говорить о Российской Федерации, где также введен НП. В странах ЕС работает региональный принцип исчерпания прав, но если смотреть на Евросоюз, как на одно Пространство, то фактически речь идет о НП. Но нельзя сравнивать ЕС и Украину. Рынок в Евросоюзе огромный, а покупатель имеет возможность выбирать. Внутри ЕС существует большая конкуренция, а параллельный импорт наоборот поддерживается. Украина – это не ЕС, ряд товаров в Украине вообще не производится, а у покупателя нет возможности выбора. В данном случае сравнивать ЕС и Украину нет смысла. Сторонники законопроекта 5419 утверждают, что в США фактически  действует национальный принцип исчерпания прав, на самом деле в Соединенных Штатах Америки все намного сложнее.

Например, длительное время международный  принцип исчерпания прав действовал в Чехии. За короткий период до вступления страны в состав ЕС одновременно законом был веден национальный принцип исчерпания прав и региональный принцип исчерпания прав. Но все это было сразу до входа в состав ЕС, и сравнивать этот случай с ситуацией в Украине не правильно, так как по моей информации, Украина в течение месяцев не вступит в ЕС.

Сторонники 5419 аргументируют тем, что законопроект был обговорен с ЕС и одобрен Европейской комиссией. По моей информации, ЕС больше бы приветствовал комплексный законопроект, который бы действительно решал проблему защиты интеллектуальной собственности, по мнению экспертов, это законопроект 5699. Не то, что 5699 обширнее по объему, но он вводит в Украине международный принцип исчерпания прав. Но 5419 сильнее лоббирован и быстрее продвигается.

Один из сторонников 5419 написал мне, что ЕС настаивает на том, чтобы в Украине ввели НП. На самом деле, ЕС не настаивает на введении в Украине НП, а настаивает на том, чтобы в Украине реально решался вопрос интеллектуальной собственности.

НП, качество товаров и защита покупателя

Сторонники законопроекта 5419 утверждают, что НП защищает покупателей. Покупатель должен покупать товар, адаптированный под украинский рынок, с инструкцией на украинском языке, с гарантийным сервисом. Если купить контрабандный товар или приобрести его через канал параллельного импорта, можно попасться на некачественную продукцию.

О качестве продукции

И в самом ЕС качество товаров разное. Например, в Чехии продается Nutella, состав которой отличается от Nutella в Германии. Nutella в Германии не только качественнее, но и дешевле. Нам это объясняют тем, что у чешского потребителя другие вкусовые потребности. Поэтому население приграничных регионов скупает товары в Германии, а в немецких магазинах кассиры разговаривают на чешском языке, так как Чехия является для них особым источником прибыли.

Еще один пример можно привести со стиральным порошком, из моего личного разговора с менеджером компании Henkel. Стиральный порошок известного бренда, произведенный в Германии для немецкого потребителя, имеет много активных веществ и мало вредных добавок. Тот самый порошок, произведенный для Польши, содержит больше активных веществ и меньше балласта, а в стиральном порошке, сделанном для украинского рынка меньше активных веществ и больше балласта. Украинский покупатель, который хочет купить стиральный порошок в Германии, имеет две возможности: заказать товар прямо из немецкого магазина с доставкой в посылке или купить контрабандный товар (интернет-магазинов, как и стационарных торговых точек с немецкими товарами сотни на украинском online рынке). Если бы кто-то хотел купить продукцию, например, в немецком оптовом магазине и легально привезти ее в Украину, это становится нереальным в случае введения НП.

Я согласен со сторонниками 5419 в вопросах гарантийного сервиса. На товары, привезенные в Украину параллельным импортом, гарантийный сервис украинских представительств не распространяется, это вполне логично. Но тут уже сам покупатель вправе выбирать, это и есть его свободный выбор. Если захочет отремонтировать товар, купленный в Германии, нужно будет заплатить за работу. При этом официальный представитель не пострадает, сервисным центрам будет обеспечен дополнительный заработок.

Инструкции, сертификации, гигиенические заключения

Сегодня этот пункт уже не настолько важен, ведь множество людей знает английский, немецкий и другие языки. Инструкции можно найти в интернете в свободном доступе. Товары, купленные в крупных европейских магазинах, сертифицированы и безопасны, дополнительная сертификация в Украине не нужна. Что касается косметики или продуктов питания, то безопасность такой продукции на высоком уровне и подтверждать ее гигиеническими заключениями нет необходимости.

НП приведет к снижению цен на товары

Этот аргумент приводит в своей статье EBA. Суть в том, что рынок масштабируется, и за счет увеличения масштаба упадут цены. По моему мнению, если в Украине буден один импортер и рынок для него увеличиться, зачем ему снижать цены? Ради того, чтобы поучать меньше прибыли? Если нет конкурентов, то зачем понижать цены, это был бы практически благотворительный жест со стороны импортера. Но самое важное – введение НП не приведет к масштабированию рынка за счет исчезновения контрабандной продукции, потому что НП не решает поступление контрабанды в Украину. Этот аргумент полностью теряет смысл.

НП и параллельный импорт товара посылками

Можно догадываться о том, что некоторым сторонникам законопроекта 5419 не нравится параллельный импорт. По моему мнению, именно ввоз товаров из заграницы с помощью посылок можно считать параллельным импортом, даже если получатель не является субъектом хозяйственной деятельности. Не нужно приводить примеры разницы цен в Украине, ЕС, США или Китае, все об этом и так знают. Покупатель хочет купить товар по приемлемой цене, в Украине это усугубляется социальным положением и доходом населения.

Из-за введения НП получение посылок станет достаточно сложным. Сторонники 5419 утверждают, что НП никак не повлияет на право физических лиц покупать товар за границей. Безусловно, право остается, но его реализация очень усложняется. Мы это уже увидели на примере задержек посылок с телефонами MEIZU. Когда в Украине введут НП, правообладатели очень просто смогут надолго задерживать посылки. Один юрист написал мне, что правообладатель не будет заниматься каждой посылкой. Но тут нужно подумать о процедуре отправки посылок. Посылки попадают на таможню в депеши каждого отправителя, в одной депеши может находиться сотня посылок. Из-за одного письма правообладателя, таможня задержит не одну посылку, а все депеши посылок.

В случае принятия законопроекта 4614 можно будет уничтожать посылки непосредственно таможенным органам. Этот законопроект все немного забыли, но он есть. Законопроект 4614 должен имплементировать в таможенный кодекс положения европейского регламента 608/2013. Но если посмотреть на 608/2013 и законопроект 4614, не видно полной имплементации, особенно не видно узаконивание ответственности правообладателя за задержку посылок или неправомерное уничтожение товаров в посылках. Посылки можно будет уничтожать в случае подозрения работников таможенных органов на то, что в посылке находится контрафактная продукция (не оригинальный товар), правообладатель дал согласие на такую процедуру, в посылке нет быстро портящихся товаров, в посылке не более 3 товара и не более 2 кг, а получатель не дал ответ. Таможенные органы должны оповестить с помощью факса или электронной почты получателя о начале процедуры уничтожения и ждать в течение 10 дней. Не знаю, у кого дома есть факс и где именно таможенным органам находить e-mail адреса получателей, но есть большой риск того, что получатель так и не получит никакого оповещения. В ЕС такой инструмент используется, но при этом у правообладателя тоже есть ответственность перед получателем товара и таможенными органами.

Всю ситуацию может усложнить законопроект, который разрабатывает одна известная ассоциация. Этим законопроектом хотят ограничить посылки, полученные без уплаты НДС и пошлины на сумму 150 евро/месяц. Кроме того, для получения посылки необходимо будет органам доходов и сборов подать копию паспорта или кода, заверенного подписью получателя. Законопроект вновь ничего не решает (посылки можно заказывать на родственников или друзей), но это очередная попытка максимально усложнить получение посылки обычным физическим лицам.

Как реально вывести украинский рынок из тени?

НП не поможет. Для того, чтобы рынок стал более конкурентным и открытым, нужно вводить международный принцип исчерпания прав (законопроект 5699).Сделать растаможку товаров более удобной и простой – электронная растаможка.Убрать дополнительные сертификаты уже сертифицированного товара и гигиенические заключения на уже проверенную продукцию.Ответственность за безопасность товара полностью должен нести импортер, так как в ЕС. Хочешь возить товар – вози, но при этом неси полную ответственность за продукцию перед покупателем.Не препятствовать параллельному импорту. Здесь, конечно, могут быть исключения в реально обоснованных случаях.

Все это обеспечит возможность субъектам хозяйственной деятельности легально ввозить товар и продавать его, без всевозможных бюрократических препятствий. На рынке появилась бы реальная конкуренция (не только межбрендовая), а спрос на контрабандную продукцию уменьшился бы.

С другой стороны:

Закрыть «ямы» на границе и прикрыть возможность поступления контрабандного товара в Украину. Как убрать коррупцию на таможне, я не скажу. Думаю, есть люди, которые достаточно хорошо знают схемы, но не хватает смелости это сделать, так как замешаны большие деньги.Контролировать поступление контрабанды через «пиджаки». Для этого нужно контролировать стоимость и вес товара. Насколько я знаю, инструмента, и базы данных для этого пока нет. На границе нужно будет тщательно контролировать все сумки, стоимость и вес продукции, а это нереально. Очереди на границе значительно увеличились бы, если даже сегодня приходится стоять по несколько часов.

Если не совсем реально контролировать границу, можно контролировать товарооборот внутри страны. На сегодняшний день интернет-магазины с контрабандной продукцией могут составлять более половины рынка. Заказывая товар, покупатель не получает товарный чек,  гарантию и даже не знает, кто продавец, так как на сайте не указывается владелец магазина (хотя закон об электронной торговле об этом говорит). В офлайне также полно контрабанды, например, прямо в центре одного города расположен продуктовый магазин, где больше половины продуктов контрабандные. На рынке существует десятки посредников, которые предлагают заказывать товары, например, из Германии. Оплата производится на карточку Приватбанка, а товар ввозится в Украину грузовичками каждую среду (так один из них сказал мне в телефонном разговоре). Это не перевозчики, и не почтовый оператор, а контрабандисты.

Хорошим выходом в данном случае может стать РРО. Обязательство выдать при продаже (офлайн или онлайн) фискальный чек, который можно проверить онлайн на определенном сайте. Контроль можно проводить достаточно просто с помощью контрольных покупок. Система РРО должна быть реализована так, чтобы не создавать продавцам дополнительные проблемы и затраты (затраты на приобретение оборудования можно компенсировать скидкой на налог на прибыль, так как это происходит в Чехии). Продавец товара должен вести учет прихода продукции, а не так как это происходит сегодня, я как ФЛП могу сказать, что товар купил у другого предпринимателя или просто нашел вчера вечером на мусорке. Тематика сложная и я не являюсь экспертом, но если не реально контролировать границу, выходом должен стать контроль товарооборота.

Сторонники 5419 утверждают, что НП даст им возможность пост-аудита и контроля товаров, продаваемых уже в Украине. О какой возможности пост-аудита может идти речь, если множество продавцов не выдают товарные чеки и не ведут учет прихода товаров. Можно привести пример с парфюмерной продукцией. Как известно, в Украине сотни продавцов поддельной (контрафактной) продукции, особенно в интернете. Еще хуже то, что многие такие продавцы выдают поддельную продукцию за оригинальную. На практике оказывается, что эти продавцы остаются безнаказанными на сегодняшний день (личный опыт). При проверке они скажут, что товар поддельный и покупают его у другого ФЛП, но название этого ФЛП забыли, и полиция закрывает дело. Как тут поможет национальный принцип исчерпания прав? Пост-аудит можно проводить и сегодня, но при этом источник товара узнать не получится.

Я не являюсь экспертом в области защиты интеллектуальной собственности и не могу комментировать все пункты законопроектов 5419 и 5699, но с точки зрения попадания контрабандного товара в Украину, НП никак не поможет, а наоборот усложнит ситуацию обычным покупателям.

Теги:   ЕС украинский рынок национальный принцип исчерпания прав Переглядів:   1009

Читайте також:

25.11

"Еска Капітал" випускає облігації на 130 млн грн

25.11

Україна ключовий донор продовольчої безпеки світу - Зеленський

25.11

184 компанії в Україні перебувають під санкціями РНБО