Как привлечь инвесторов в нефтегазовую отрасль

Нафта і газ Думки 17.07.2017    13:36

Правительство Украины в рамках Концепции развития газодобывающей отрасли задекларировало цель выйти на уровень добычи 27 млрд куб. м газа к 2020 году, тем самым обеспечив энергонезависимость Украины.

Это амбициозная цель, для достижения которой темпы роста газодобычи должны составлять 12% в год. В то время как сейчас они составляют около 3% – об этом свидетельствуют данные Ассоциации газодобывающих компаний Украины. С другой стороны, этой цели реально достичь, поскольку в Украине имеется значительный ресурсный потенциал углеводородов. Наша страна может открыть себя как новый рынок на нефтегазовой карте Европы, ведь в Украине наибольшие запасы газа в этом макрорегионе. За последние 3 года только наша компания увеличила добычу газа более чем втрое – до 1,6 млрд куб. м. Это рекордный уровень за всю историю частной газодобычи страны.

ДТЭК Нефтегаз видит большие перспективы для наращивания ресурсно-запасной базы путем освоения глубин более 6 тыс. м. Это подтверждается результатами бурения одной из самых глубоких скважин в Европе – скважины №17 Семиренковского месторождения глубиной 6750 м, из которой был получен промышленный приток газа. Большие глубины сопряжены со сложными горно-геологическими условиями, поэтому для их освоения нужны самые современные технологии, знания и, конечно, значительные инвестиции.

Инвесторы, которые могли бы все это обеспечить, проявляют интерес к украинским нефтегазовым проектам, однако не спешат вкладывать деньги. Инвестор принимает решение о вложении средств на основании таких факторов, как доступ к перспективным лицензионным участкам, налоговый режим и регуляторная среда. Сегодня наши ближайшие соседи, например, Румыния, могут предложить значительно лучшие условия для инвестирования, чем Украина. Что же необходимо предпринять, чтобы создать привлекательные условия для инвестора?

1. Дерегуляция

Разрешительная система в нефтегазовой отрасли требует дерегуляции, так как она очень запутана – разрешительные документы дублируют друг друга, имеют место коллизии норм права. Часто сроки оформления разрешительных документов могут превышать сроки реализации самого проекта. Наиболее длительным и сложным является процесс отведения земли для объектов нефтегазового комплекса. Есть такие процедуры, выполнить которые просто невозможно. Здесь можно привести бесконечное множество примеров из реалий бизнеса.

Госорганы, в том числе на местах, трактуют законодательство по-разному. Если проанализировать ответы госорганов при прохождении разрешительных процедур, можно отметить, что часто ответы одних и тех же госорганов на один запрос противоречат друг другу. Нет единого свода правил и требований к недропользователю, ознакомившись с которыми инвестор может получить исчерпывающую информацию, как реализовать свои проекты и оценить сроки их выполнения. За 3 года была проведена большая работа по разработке законопроекта, направленного на дерегуляцию и решение основных проблем недропользователей. Так появился законопроект №3096-д, принятия которого мы ожидаем. Но это только начало дерегуляции отрасли.

2. Обновление законодательства

Законодательство, регулирующее пользование недрами, значительно устарело. Минприроды совместно с Еврокомиссией и Американской торговой палатой ведет работу по разработке совершенно нового Кодекса о недрах, где будут отображены современные подходы и тенденции. Это масштабный проект с привлечением западных экспертов и доноров, который займет порядка 3-х лет.

В течение последних 5 лет велась работа над обновлением Правил разработки нефтяных и газовых месторождений. Предыдущая редакция Правил была датирована 1984 г. и отображала подходы работы еще времен СССР. С тех пор очень многое изменилось, и Правила давно утратили свою актуальность. Благодаря профессиональной команде Минприроды их наконец-то удалось принять.

3. Data room c геологической информацией

Один из важнейших вопросов, позволяющих инвесторам принять решение о вложении денег – data room c геологической информацией, доступ к которой у них сейчас отсутствует. Поскольку государство давно не проводит геологоразведку и сейсмику новых участков, актуальной информации, которая представляла бы ценность для инвесторов, у государства нет.

4. Взаимодействие с местными органами власти

Газодобывающие компании часто не получают содействия при добыче газа от местных властей. Так в 2017 году в Полтавском облсовете было около 80 отказов в выдаче спецразрешений на разведку и разработку месторождений. Как мы видим, на местах реформы внедряются очень медленно. В части взаимодействия с местными органами власти ожидается улучшение ситуации с января 2018 года, когда вступят в силу изменения в Налоговый кодекс и 5% ренты будет оставаться в местных бюджетах.

5. Налоговый режим

Для создания привлекательного инвестиционного климата, в нефтегазовом секторе следует решить ряд других вопросов. Один из них – налоговый режим. Необходимо обеспечить стимулирующую ставку ренты для новых скважин и гарантированное неувеличение существующей ставки ренты. Важно обеспечить стабильное законодательство, а именно принцип СРП – защиты от ухудшения законодательной среды. Внедрение принципа СРП по компенсации инвестору затрат при геологоразведке обеспечит участие компаний в исследовании новых площадей. Необходимо проводить аукционы на новые лицензионные участки и создать механизм, при котором компании не будут держать участки, не выполняя работ на них. Такой комплексный подход поможет газодобывающим компаниям нарастить добычу до 27 млрд куб. м. газа к 2020 году.

Теги:   Нефтегаз Минприроды Переглядів:   912

Читайте також:

21.11

Норвегія збільшила видобуток природного газу на 3,6%

19.11

Державна «Укрнафта» купить 51% мережі АЗС Shell в Україні

19.11

Видобуток газу в Україні може збільшитися до 19 млрд куб. м - АГКУ