Министерство финансов: любые льготные режимы – это вывод денег из госбюджета

Думки 10.08.2017    09:49

Заместитель министра финансов рассказывает о проблемах и трехлетних планах Минфина по распределению бюджетных средств.

Украинский Кабмин и местные органы власти получают плоды финансовой децентрализации, стартовавшей три года назад. Успехи и провалы которой, уже видны – регионы все больше осваивают налоговые поступления, но все равно мало тратят на свое развитие, не выполняя ежегодные планы.

Одновременно, правительство активно продвигает идею трехлетнего планирования расходов и доходов госбюджета, мало уделяя внимания построению и выполнению бизнес-планов местными властями.

НВ Бизнес встретился с заместителем министра финансов Сергеем Марченко, чтобы распросить о проблемах и планах Минфина.

- Бюджет за первое полугодие 2017 года перевыполнен и имеется значительная часть денег на счетах местных советов. Однако есть такое мнение, что они их не тратят. Почему они это делают? И хорошо это или плохо?

- Да, действительно, есть перевыполнение как государственного, так и местных бюджетов. У местных бюджетов только на депозитных счетах находится сумма средств, которая превышает 14 млрд грн. Большие города имеют возможность размещать средства на депозитах, и это не очень хорошо. Ведь эти средства могли быть использованы, к примеру, на дороги или на реализацию социальных проектов.

Ситуацию, когда государственный институт отвлекает средства и вкладывает их в банковскую систему в условиях дефицита бюджета, мы считаем неприемлемой. Потому что мы потом у этой же банковской системы занимаем эти же деньги.

Какое мы видим решение: мы находим мотиваторы и стимулы для города максимально быстро и эффективно использовать ресурс или же ищем новые механизмы распределения полномочий и корректируем формулы распределения средств.

- А какие регионы больше всего аккумулируют бюджетные средства?

- Регионы не аккумулируют. Это в основном крупные города: Днипро, Одесса, Харьков и т.д. Города формируют бюджет, включая заведомо заниженные показатели. И когда происходит перевыполнение налоговых поступлений, у них получается излишек средств, которые они хранят на депозитах, абсолютно не решая по средствам их проблемы города.

- Это так мы получаем статистику по перевыполнению бюджета?

- Связано это с пересмотром макропоказателей Минэкономразвития. Был увеличен номинальный ВВП, экспорт и импорт, что дало Министерству финансов право пересмотреть бюджет. В ситуации с местными бюджетами – это, в том числе, и реформа децентрализации дает свои плоды. Еще один фактор – экономическая активность, которая с конца 2016-го и в 2017 году показывает определенный рост.

- Действительно ли, с точки зрения экономики, выгоднее тратить деньги, чем сберегать их?

- Вопрос риторический. С точки зрения правительства и местного самоуправления, лучше вкладывать деньги в те проекты, которые дадут возможность или привлечь инвестиции, или создать экономическую активность, или поспособствуют росту в будущем. Потому что наличие средств на депозитах – это консервативный подход, который свидетельствует об определенной боязни и неготовности делать шаг вперед к развитию.

- Получается, местные чиновники просто некомпетентны, поскольку не могут составить бизнес-план и реализовать его?...

- Я думаю, что у эффективного мэра проблемы наличия средств на депозитах не возникали бы вообще. Думаю, что это просто неготовность к использованию такого большого объема ресурса. Ведь раньше денег хватало на облагораживание сквера, а сейчас можно построить даже мост. Мы говорим о возможности реализации долгосрочных проектов. Поэтому стараемся очень активно проводить консультации с местными органами власти.

- Насколько государство готово реинвестировать средства в промышленные отрасли? Какой эта поддержка может быть?

- В теории, роль государства в поддержке любого вида частного бизнеса должна стремиться к нулю. Единственный способ работы государства на любом рынке – это урегулирование отношений в сфере монополий и создание благоприятных условий для развития бизнеса. Насколько же это все реально и насколько мы готовы эту теорию воплощать в жизнь - скажу, что не готовы. Роль государства в экономике на сегодняшний день очень значительная: крупные предприятия находятся в госсобственности и государство является одним из участников рынка, что в той или иной мере влияет на экономические процессы. Нельзя просто отмежеваться и сказать, что мы не будем субсидировать, например, угольную отрасль. Там большая доля госпредприятий, и долгое время процесс реструктуризаций и изменений правил игры на этом рынке не происходил.

Или другой пример: есть крупные агрохолдинги, которые не нуждаются в государственной поддержке, но есть необходимость поддержки мелких и средних фермеров. Ведь если крупный бизнес нацелен на массовое производство определенных товаров, которые они экспортируют, то мелкий и средний бизнес – это ориентация на потребление специфических групп товаров.

Конечно же, уровень этой поддержки должен стремиться к нулю. И мы как Министерство финансов абсолютно не заинтересованы в субсидировании бизнес-проектов. Но оно происходит, и если не напрямую, то через квазифискальные риски, через наличие госпредприятий, через льготы…

Любые виды льготных режимов – это рассадник искажения конкурентной среды и часто просто вывод денег из госбюджета с использованием этой схемы. Пока мы видим лишь то, что те сферы, которые получают хорошее лобби в Парламенте, они и получают поддержку с точки зрения государственных ресурсов.

- Как законодательно можно решить проблемы с местными бюджетами, и что надо менять в законодательном отношении, чтобы улучшить вашу работу?

- Мы, как Министерство финансов, хотим, чтобы у нас была среднесрочная система планирования бюджета. Мы хотим видеть перспективу. И сейчас в основные направления бюджетной политики включены показатели доходов и расходов на 3 года. Они сбалансированы. И каждое министерство может увидеть свои ориентиры на 3 года. К сожалению, парламент не готов рассматривать этот документ.

Поскольку мы сейчас готовим проект бюджета на 2018 год, для нас принципиально остаться в тех рамках, которые уже доведены парламенту.

С точки зрения межбюджетных отношений много было сделано революционных решений в декабре 2014 года и в 2016-м. Крупные города ощущают эффект децентрализации в полной мере. Процесс создания объединённых территориальных громад на сегодняшний день на средине пути, создано больше 500 громад при плановых цифрах около тысячи. Для Министерства финансов важно этот процесс максимально быстро завершить, потому что нам важно иметь прямые межбюджетные отношения. И только после этого можно будет говорить о каких-то точечных корректировках распределения ресурса между государством и местными бюджетами.

Также нам нужно максимально быстро восстановить или создать качественную инфраструктуру, которая является обязательной для страны, которая хочет находиться в русле мирового развития. Дорожное и железнодорожное строительство, портовая сфера и авиасфера в Украине, к сожалению, не является примером надежности и высокого качества. За предыдущие годы мы многое потеряли в возможностях развития дорог. Но у нас есть шанс все исправить.

Теги:   госбюджет Минфин Сергей Марченко Переглядів:   998

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН