Ярослав Юрчишин: Вернется ли в Украину золото Януковича

Думки 05.09.2017    13:53

В одной из европейских стран арестовали свыше полтонны золота из числа активов Виктора Януковича.

Об этом сначала сообщил  заместитель Генерального прокурора Евгений Енин. Позже генпрокурор Юрий Луценко раскрыл детали: золото изъяли из банковской ячейки одного из банков Швейцарии. Однако не назвал ни владельца клада, ни каких-либо данных расследования, могущих привести к возвращению этих активов в Украину.

На первый взгляд, это отличная новость, ведь если есть судебный приговор по делу против владельцев этого золота, то Украина сможет его вернуть, хотя и в длительном непростом процессе. Как это сделали в свое время власти Туниса, вернув часть средств, украденных семьей диктатора Бен Али, владевшего четвертью валового дохода страны. Тогда только Швейцария вернула Тунису $66 млн.

Но, учитывая стиль работы ГПУ, сразу возникает много вопросов.

Существуют ли в Украине дела в отношении владельцев этого золота? А мы знаем, что единственное дело, которое рассматривается сейчас в суде в отношении Януковича и его окружения – касается не коррупции, а государственной измены. Поэтому возвращение похищенных средств даже при условии приговора маловероятно.

Арестовали ли это золото по инициативе ГПУ или по инициативе швейцарцев? Какой правовой статус у этого золота в Швейцарии? Ведь есть вероятность, что швейцарские правоохранительные органы могут конфисковать его и оставить в пределах страны.

К сожалению, объем информации и то, как ее сообщили обществу, не позволяет понять правовую основу происходящего. И, к сожалению, такое поведение характерно для нынешнего руководства ГПУ, если дело касается расследований топ-коррупции представителей режима Януковича и возвращения украденных ими активов.

Очевидно, что господин Енин во время интервью и господин Луценко во время пресс-конференции не обязаны предоставлять подробную информацию по этому делу. Однако, исходя из предыдущего опыта работы с информацией от ГПУ, не приходится рассчитывать на получение каких-либо дополнительных деталей от этого правоохранительного ведомства.

Стоит только вспомнить о конфискации $1,5 млрд средств "организации Януковича", судебное решение о которой замалчивается. И нельзя сказать, что это делается для защиты свидетелей, как отметил в интервью господин Енин. Скорее, речь идет о нарушении базовых требований законодательства о доступе граждан к информации.

Персональная информация всех участников процесса и так должна быть скрыта в любых решениях, публикуемых в Едином реестре судебных решений. А вот юридическая чистота самого текста приговора, а также перечень фирм и их бенефициарных владельцев, с чьих счетов и были конфискованы эти средства, несомненно, составляют чрезвычайный общественный интерес.

Информация об арестованных, а тем более возвращенных активах топ-коррупционеров чрезвычайно важна в первую очередь для общества. А общество желает понимать, когда наконец хоть кого-то из коррупционеров, годами грабивших страну, привлекут к ответственности.

И конечно же она необходима для экспертов, которые будут осуществлять мониторинг процесса расследования, возвращение этих активов и их дальнейшего эффективного использования на благо украинского народа. Иначе любое конфискованное имущество может легко превратиться в "батон Януковича", место нахождения которого остается загадкой и по сей день.

Однако значительно хуже то, что Генпрокуратура не делится с обществом информацией не только о своих достижениях, но и о "неудачах" расследований. Например, о закрытии производства в отношении Николая Злочевского, или об исключении Юрия Иванющенко из санкционного списка ЕС украинское общество узнало не от Генпрокуратуры. Представители прокуратуры должны были предоставить вразумительные объяснения о причинах и последствиях таких принятых решений. Вместо этого, мы обо всем узнаем из сообщений в СМИ, или радостных пресс-релизов вчерашних фигурантов расследований.

Именно поэтому менее болезненным вопросом остается систематическое обнародование и постоянное обновление информации об уголовных производствах по топ-коррупционерам времен Януковича. Как предлагали ТІ, сделать это можно было бы в формате публичного реестра таких расследований. Но, несмотря на то, что Юрий Луценко еще в мае пообещал председателю правления глобального движения ТІ Хосе Угасу разработать такой реестр, он все еще отсутствует.

При этом, как относительно информации о расследовании, так и относительно ареста и возвращения активов у ГПУ никто не требует раскрывать планы расследования и делиться тайной следствия. Однако, всем уже очевидно, что об аресте любых активов, как за рубежом, так и внутри страны, их владельцы давно знают и имеют копии соответствующих процессуальных документов. Аналогично и о принятых процессуальных решениях, объявленных подозрениях, избранных мерах пресечения и тому подобном. Поэтому подавляющее большинство такой информации, без излишней детализации, вряд ли может помешать ходу расследования.

Кроме того, действующее законодательство ограничивает процессуальные сроки расследований максимум одним годом, а потому обществу также следовало бы знать, как эти сроки соблюдаются органами следствия на четвертый год расследований.

Зато, в настоящее время обществу по большому счету известно лишь то, что какие-то преступления коррупционеров времен Януковича должны еще расследоваться ГПУ на четвертый год после Революции Достоинства. А также то, что пока ни одного обвинительного акта по ним в суды не направили.

Зато у общественности возникает все больше и больше вопросов как к качеству таких расследований, учитывая отсутствие информации о каких-либо результатах, так и к коммуникации о такой работе со стороны ГПУ.

И все это происходит на фоне использования безумных ресурсов окружением Януковича для отбеливания своей репутации и катастрофически низкого уровня доверия к органам власти.

Но правоохранителям рано или поздно придется отчитываться о проделанной работе и ее результатах. А также об объемах возвращенных и, что главное, утраченных активов. И тогда очень бы не хотелось, чтобы мы все вдруг узнали, что привлекать к ответственности некого, а конфискованное золото оказалось, в итоге, просто пиритом.

Надеемся, что генпрокурор Луценко все же поймет, что по делам разоблачения топ-коррупции гражданское общество для него не враг, а соратник. А украинское общество хотя бы в этом году увидит первые судебные процессы в отношении представителей коррумпированной "семьи".

Теги:   Виктор Янукович ГПУ Переглядів:   1154

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН