Ирина Пионтковская: Бюджетный процесс 2018 – что нового

Думки 18.09.2017    17:08
В конце прошлой недели, как того требует Бюджетный кодекс, правительство внесло в Верховную Раду проект бюджета на 2018.

В этом году бюджетный процесс будет отличаться от предыдущих лет не новыми отраслевыми приоритетами, а тем, что впервые правительство ориентируется на среднесрочную перспективу. Основные параметры бюджета 2018 должны совпадать с теми, которые были утверждены в трехлетней Бюджетной резолюции.

Бюджетную резолюцию на период 2018-2020 гг. Правительство впервые подало на рассмотрение парламента еще в июне. Это первая в истории Украины трехлетняя Бюджетная резолюция. Она имеет определенные недостатки и не дает детального объяснения, что произойдет, если реализуются фискальные риски, либо не будет запланированных структурных реформ.

Но, в целом, такой шаг можно только приветствовать. Ведь внедрение системы среднесрочного бюджетного планирования давно стояло на повестке дня, и в течение длительного времени откладывалось в долгий ящик.

В общем, среднесрочное планирование имеет много преимуществ. Во-первых, государство сможет эффективно использовать ограниченные ресурсы. Если все реализуют разумно, стабильность государственных финансов возрастет, а долговая нагрузка уменьшится.

Во-вторых, стратегические планы правительства будут логично объединены с бюджетными ресурсами. Например, образовательная или медицинская реформа потребует тщательного пересмотра действующих бюджетных программ и установления четких приоритетов. И в бюджет должны заложить соответствующие ресурсы как человеческие, так и финансовые.

В-третьих, возрастет прозрачность бюджетного процесса. Бюджетные программы низших уровней получат наконец связь с высокоуровневыми целями правительства. Рядовым налогоплательщикам, в перспективе, будет легче понять, насколько качественно правительство выполняет свою работу и на какие средства финансируются те или иные государственные услуги, которыми они пользуются.

И, наконец, трехлетнее планирование позволит государству инвестировать средства в будущее, расширяя возможности правительства перераспределять капитальные расходы более эффективно. Каким же образом.

Когда правительство планирует лишь на один год вперед, то, при прочих равных условиях, закладывает в программы дополнительный финансовый ресурс в объеме, пропорциональном росту экономики за следующий год.

То есть, если, например, взять 2017 и долю перераспределения ВВП через бюджет в объеме примерно 35% ВВП. Дополнительный бюджетный ресурс, который распределили бы между различными государственными программами, составил бы около 160 млрд грн. Из них примерно 97 млрд грн – это увеличение расходов на оплату труда и социальную защиту, 20 млрд грн – увеличение расходов на приобретение товаров и услуг, около 14 млрд грн – повышение расходов на обслуживание долга. Остальные, около 34 млрд грн – это тот ресурс, который правительство могло дополнительно направить на капитальные расходы.

Но значительную часть этих средств придется потратить на поддержку существующей инфраструктуры, вроде "ямочного" ремонта дорог, и совсем небольшая доля может пойти в инвестиции на рост.

При этом, из-за громоздкой процедуры согласования инвестиционных проектов, фактические расходы смещаются на конец года. А значит распорядители поспешно и часто неэффективно пытаются использовать все бюджетные средства до конца декабря. Например, в 2016 году почти половина капитальных расходов пришлась на ноябрь и декабрь. В предыдущие годы капитальные расходы тоже распределялись по подобному графику.

Внедрение среднесрочного бюджетного планирования призвано, в том числе, решить эту проблему. Правительство фактически получает значительно больший объем дополнительного ресурса, который может распределить между инвестиционными программами во времени. Распорядители смогут не спешить тратить все средства до конца года. А просто закладывать расходы следующих периодов в свою инвестиционную программу и получить эти средства из бюджета последующих лет, не волнуясь, что они "сгорят".

Переход к среднесрочному бюджетированию является частью соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. А также предусмотрен активной программой сотрудничества с МВФ и Стратегией реформирования системы управления государственными финансами Украины на 2017-2020 гг.

Это позволит Украине обеспечить финансовые ресурсы для реализации стратегических задач правительства, улучшить устойчивость публичных финансов и бюджетную дисциплину, повысить предсказуемость и эффективность государственных инвестиций. Все это вместе должно привести в конечном итоге к лучшим результатам бюджетной деятельности и высшему качеству государственных услуг для всех граждан.
Теги:   ввп МВФ госбюджет Переглядів:   1077

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН