Кирилл Куницкий: 5 главных проблем, из-за которых рушится бизнес
Думки 09.11.2017 18:12Многие компании испытывают напряженность в бизнесе. Собственники и сотрудники грешат на кризис, растущую конкуренцию, падающий рынок — ищут причину своего несчастья вовне.
Однако, основная причина кризиса компаний кроется не снаружи, а внутри. В этой статье рассмотрим пять наиболее популярных проблем, с которыми сталкиваются собственники бизнеса и их компании, а также поговорим о причинах и способах их решения.
Проблема №1: падают продажи
Три главных вопроса, которые определяют успех вашего бизнеса: "Что вы продаете, кому и как?". Часто причина низких или падающих продаж кроется в неэффективности ответов на эти вопросы. Здесь речь идёт о бизнес-модели — основе успешного бизнеса. Более подробно бизнес-модель можно определить с помощью следующих вопросов:
Кто является целевыми клиентами компании?
Что представляет собой концепция идеального продукта компании?
Что представляет собой конкурентное окружение (между кем будет выбирать потенциальный клиент)?
Почему потенциальный клиент выберет именно нас?
Какие каналы продвижения мы используем?
Именно в ответах на эти вопросы кроется потенциал успеха компании. Важно понимать, что бизнес – крайне изменчивая среда. Если вы не совершенствуете и не пересматриваете бизнес-модель, то рискуете оказаться в ситуации, когда пытаетесь неэффективно продавать ненужный товар на падающем рынке с высокой конкуренцией. В результате – низкие продажи.
Бизнес-модель можно и нужно менять. Любая компания должна пересматривать ее не реже одного раза в год, адаптируя под актуальные рыночные условия.
Проблема №2: сотрудники неэффективны
Существует важное правило: хочешь обеспечить качество результата – обеспечь качество процесса. Это значит, что если вы хотите построить эффективную команду, вам нужно:
Понимать какие ключевые центры ответственности должны существовать в вашей компании;
Иметь детально представление о том, как они должны функционировать;
Отстроить работу каждого из этих центров, обозначив четкие ожидаемые результаты.
Для того, чтобы было возможно качественно отстроить работу, под каждую должность в организационной структуре должны быть набраны правильные сотрудники. Причем, в первую очередь при подборе важно учитывать личностные качества и соответствие человека корпоративной культуре компании. В нынешних условиях рынка труда, чтобы найти одного ценного сотрудника, приходится просеивать огромное количество кандидатов. Чтобы нанимать действительно сильных сотрудников, процесс просмотра кандидатов на рынке должен быть непрерывным. А для этого нужна изолированная функция подбора персонала в структуре компании – отдельный рекрутер или даже целое подразделение.
Существует много полезных рекомендаций относительно управления командой, но главный вопрос, который стоит задать себе, работая с коллективом: "Если бы я заново строил компанию, и мне нужно было нанимать людей с нуля, кого из текущей команды я взял бы снова?". Если в коллективе оказался сотрудник, который не соответствует вам по личностным качествам, то крайне желательно обсудить с ним "узкие места" и дать шанс исправиться. В случае отсутствия положительного сдвига, нужно с ним попрощаться. Чем больше концентрация "не ваших" сотрудников в компании, тем сложнее будет достичь успеха. Работайте с вашими людьми, а для этого научитесь их правильно искать.
Проблема №3: компания стоит на месте
Год проходит за годом в компании те же обороты, клиенты, география деятельности и ассортимент. Это плохая тенденция, поскольку один из важных критериев здоровья бизнеса – непрерывный рост.
Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки, в компании нужно проводить ежегодную стратегическую сессию, на которой формируется видение будущего на предстоящие 12 месяцев,ставятся цели, которые в дальнейшем декомпозируются на промежуточные этапы – месяц или квартал. Все стратегические планы необходимо формализовать в виде списка проектов, от которых зависит развитие компании. Далее эффективность бизнеса зависит от качества внутреннего project-менеджмента. Речь о способности компании закрепить ответственных за проектами и дисциплинированно реализовать каждый из них. Таким образом, компания живет в определенном ритме мероприятий по стратегическому планированию и контролю реализации стратегических планов.
Проблема №4: чрезмерная зависимость бизнеса от собственника
Предприниматель – важный и необходимый человек на старте бизнеса, однако с ростом компании, он часто начинает мешать. Пытаясь контролировать и вникать во все процессы в компании, он часто разрушает свою организацию. Ведь собственник – это никому не подконтрольный человек, которому дозволено менять всё, что угодно в компании, при этом человек далеко не всегда структурированный и последовательный в своих действиях. К тому же собственник бизнеса обычно любит замыкать много процессов на себе, тем самым приучая сотрудников, что стремиться к самостоятельности и ответственности нет смысла – всё равно собственник страхует. А при этом падает качество жизни собственника и бизнес рано или поздно начинает разрушаться.
Пройдя период стартапа, важно научить компанию работать самостоятельно. Это похоже на роль стартера в двигателе – вы заводите двигатель стартером от аккумулятора и в какой-то момент двигатель должен завестись. Но если он не заведется, то стартер посадит аккумулятор и машина никуда не поедет. Собственник бизнеса – хороший стартер, который заводит всю машину. Но дальше нужно дать возможность компании эффективно расти и развиваться при минимальной его включенности.
Для этих целей в компании важно выстроить эффективную функцию операционного управления. Желательно, чтобы операционным управляющим был не сам владелец. Чтобы человек эффективно управлял компанией, у него должна быть строгая подотчетность и понимание "если я не справлюсь – с меня спросят". Собственник бизнеса, самостоятельно управляющий своей компанией, не имеет такой подотчетности, потому что он предоставлен сам себе. К тому же, предприниматель – личность творческая, которая генерирует идеи и также является "стартером" для многих спонтанных решений, что еще больше усложняет процесс операционного управления.
Проблема №5: не хватает финансов
Один из любимых вопросов многих собственников бизнеса: "Где взять деньги?". Он вызван чаще всего кассовыми разрывами в компании, когда компания не способна платить по своим счетам. Ответ на данный вопрос следует искать в том, как компания строит управление своими финансами.
Для обеспечения финансового здоровья бизнеса, у компании должен быть внедрен эффективный управленческий учет, включающий в себя три ключевых отчета: баланс, отчёт о прибылях и убытках (P&L), отчет о движении денежных средств (Cashflow). Кроме этого крайне важно внедрить финансовое планирование.
Планирование и прогнозирование являются важными составляющими здоровья бизнеса, поскольку они позволяют предотвращать будущие проблемы уже сегодня. Прогноз движения денежных средств позволяет компании увидеть приближающийся кассовый разрыв заблаговременно и принять своевременные действия для его устранения.
Компаниям важно принимать финансовые решения не "сегодня на сегодня", а "сегодня на послезавтра". В то время как сегодняшний день –это не точка принятия финансовых решений, а точка реализации действий, которые были спланированы ранее.
Говоря об эффективном бизнесе, можно выделить большое количество компонентов, которые должны быть выстроены в компании, чтобы она была здоровой и развивалась. В данной статье мы рассмотрели наиболее критические моменты, которые влияют на состояние бизнеса.
Практика работы с предпринимателями, а также опыт Школы системного бизнеса Бизнес-Конструктор показывает, что решая только эти пять проблем, компании начинают стремительно развиваться, не смотря на кризисы. Денег и потенциальных клиентов на рынке достаточно. Вопрос в том, чтобы создать сильный конкурентный продукт и построить грамотную систему управления компанией.
Теги:
Экономика Украины
Переглядів:
813