Наталья Микольская: Медовое будущее Украины
Енергетика Думки 01.12.2017 09:40За прошедшие девять месяцев этого года Украина экспортировала рекордные 46,2 тыс. тонн меда на $86,8 млн.
Больше всего отечественного меда закупили США – на $23,2 млн, Германия – на $21,1 млн и Польша – на $12,3 млн. В сумме, на долю этих стран приходится более 65,2% экспорта.
Соседство с таким крупным рынком, как Европейский Союз, не может не влиять на производство и экспорт Украины. Поскольку рынок ЕС – это 500 млн потребителей с достаточно высоким доходом. Мед же является высокомаржинальным продуктом и не дешевым. Он потребляется на тех рынках, где есть нормальный доход. Соответственно, рынок ЕС стимулирует производство в Украине товаров и услуг, которые на нем востребованы.
Поэтому близость к такому рынку, как Европейский Союз и свободная торговля с ЕС были драйверами стремительного развития этой отрасли.
Сегодня важным моментом для отрасли является то, что она ориентируется не только на рынок ЕС. У нас увеличивается экспорт в США, увеличивается экспорт в Канаду, которая также является экспортером меда. Эта отрасль показывает, что она является экспортно-ориентированной, поскольку потребительский рынок у нас небольшой. Немаловажным фактором успеха экспорта меда являются исторические традиции производства данного товара на территории Украины, а также человеческий капитал. Поскольку на территории Украины было расположено достаточно большое количество исследовательских институтов, которые занимались данной тематикой.
Сейчас многие компании переходят от производства меда насыпью и наливом к производству меда с большей добавленной стоимостью. Как минимум его фасуют под "private label".
Вторая ступень – это производство под собственными брендами. И сейчас есть достаточно большой интерес иностранных инвесторов к инвестициям в эту отрасль на территории Украины, к производству продукта с добавленной стоимостью.
В будущем, возможно, у нас не будет расти экспорт в такой же прогрессии в количестве, однако мы видим перспективу роста в денежном объеме. Так как добавленная стоимость – это рост не в количестве, а рост в стоимости товара, который мы продаем. И основная задача сейчас, кроме наращивания объемов и диверсификации стран, – это увеличение количества поставок меда с высокой добавленной стоимостью. Это пакованный мед, разделенный по видам, под нашими брендами и под “private label”.
Теги:
ЕС
Наталья Микольская
эксперт
Переглядів:
993