Арне Якобсон: Электроэнергию нужно продавать как мясо и овощи
Ринки Думки 19.12.2017 17:10Глава компании – крупного производителя гидроэнергии в Норвегии AICE Hydro AS Арне Якобсон рассказывает, как Украине реформировать свой рынок электроэнергии так, чтобы он соответствовал европейским правилам и стал более интересным для инвесторов.
В этом году в Украине был принят новый закон о рынке электроэнергии, требования которого согласованы с требованиями законодательства Европейского Союза, в частности Третьего энергетического пакета.
В государственном предприятии Энергорынок, которое сегодня является оператором Объединенного рынка электроэнергии Украины, то есть регулирует все перетоки электроэнергии и денег, сообщили, что в структуре ГП уже созданы два подразделения, которые после проведения реформы будут выполнять функции новых операторов – это оператор рынка на сутки вперед и государственное предприятие – "гарантированный покупатель".
Рынок на сутки вперед будет базироваться на принципах биржевой торговли, то есть цена электроэнергии будет определяться на следующий день. Также в рамках этого оператора будет создан внутрисуточный рынок.
По словам директора Энергорынка Юрия Гнатюка, предприятие рассматривает возможность использовать норвежский алгоритм функционирования рынка.
А как собственно устроен норвежский рынок электроэнергии? Об этом НВ Бизнес решил спросить у Арне Якобсона, главу правления компании AICE Hydro AS, которая является крупным производителем гидроэнергии в Норвегии.
– Зачем, в принципе, необходимо развивать гидроэнергетику в мире? Что это дает?
– Это возобновляемая энергия, одна из самых известных и используемых в прошлом. Известные технологии. Традиционно более дешевая по сравнению с другими более новыми источниками возобновляемой энергии. Существует большой потенциал водной энергии, который можно заполучить. Гидро – это природный ресурс, который можно использовать.
– Но в Украине существует мнение, что гидроэнергия дороже, чем атомная энергия, например.
– Я бы поспорил, что она дороже. А если еще учесть возможные последствия катастрофы (от атомных станций – ред.). Гидро – одна из самых дешевых форм производства энергии на сегодня. Поэтому я не соглашусь с таким заявлением.
– Расскажите, пожалуйста, об устройстве рынка электроэнергии в Норвегии? Кто устанавливает тарифы? Кто регулирует рынок?
– В Норвегии рынок дерегулированный или либерализированный в результате реформы. Производители продают электроэнергию потребителям непосредственно на торговых площадках. Этот рынок похожий на тот, где вы покупаете мясо, овощи и т.д. Цена на электричество устанавливается на аукционе каждый день в 12 часов на следующие 24 часа.
Но в стране существуют и "критические участки": где-то производят больше энергии, где-то меньше. В больших городах потребляют больше, чем в сельской местности. Где-то больше вырабатывающих мощностей, но меньше потребление, поэтому цены ниже. А где-то наоборот, мало производят энергии, но много потребляют – поэтому цены выше. Поэтому в Норвегии могут быть разные цены в разных регионах. Поэтому такие аукционы определяют не только цену на час, но и цену на час в определенном регионе. В Норвегии 4–5 ценовых регионов.
– Для нас это просто фантастика, поскольку у нас регулирование. Какой тариф сегодня действует на гидроэнергию в Норвегии? Насколько он вас устраивает?
– Цена в Норвегии низкая, 40.3 эре за киловатт–час. Так как существует ее избыток. Тариф одинаковый для всех производителей, будь то газ, или гидроэнергия.
Преимущественно электроэнергию в Норвегии вырабатывают гидростанции. При этом для маленькой гидростанции, которые мы разрабатываем, или если это новая станция возобновляемой энергии, в Норвегии предусмотрен так называемый "зеленый сертификат", который вы можете продать и получить дополнительную стоимость.
– Как Украине стоило бы реформировать рынок электроэнергии, чтобы он соответствовал европейским правилам?
– Сделать надо много. Думаю, что самое важное – иметь долгосрочную стабильную общую структуру. Иметь стабильные условия, стабильные цены, в данном случае – цены на возобновляемую энергию. Это условие должно охватывать не только ближайшие 10 лет, но и последующие 20–30 лет.
Производство электроэнергии – это высокозатратная интенсивная отрасль. Нужно инвестировать много и сразу, а отдача растянется на несколько лет. Быстрые перемены – от цен на возобновляемую энергию к аукционам – инвесторы это ненавидят.
– Какую долю должна занимать альтернативная энергетика, в том числе гидроэнергетика, в украинском ТЭК?
– В идеале – 100%. Но на практике реальной целью будет 10–15%. Если вы достигнете 12%, то это будет большой шаг. Но в идеале каждая страна должна стремиться к 100%.
– Что надо изменить на рынке и как его реформировать, чтобы он стал более интересным для инвесторов?
– Нужно реализовать три момента: уничтожить коррупцию, упростить процесс лицензирования (что совсем не сложно) и обеспечить стабильность (что также не сложно).
В Украине все еще слишком сложный, бюрократический процесс получения лицензий для создания мощностей по возобновляемой энергии – поэтому, необходимо упрощение этого процесса.
Просто надо сказать политикам не лезть, оставить все как есть. А если менять, то предупредить отрасль заблаговременно, потом сделать и оставить в покое. В этом секторе не стоит менять правила игры каждые два года.
Теги:
эксперт
Арне Якобсон
эектроэнергия
Переглядів:
774