Виктор Довгань: Мост и бетонка. На что Украина потратит китайские миллионы

Ринки Думки 19.12.2017    10:45
Замминистра инфраструктуры Виктор Довгань о китайских проектах в Украине - Воздушном экспрессе, мосте через Днепр и трассе Одесса - Николаев.
В начале декабря завершилось третье заседание комиссии по сотрудничеству между правительствами Украины и КНР. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что общая стоимость портфеля совместных проектов между странами приближается к $7 млрд. Какие проекты Украина и Китай реализуют в инфраструктуре, в интервью LIGA.net рассказал замминистра инфраструктуры Виктор Довгань.

- О чем Украина договорилась с Китаем на прошедшем заседании комиссии?
- Один из незакрытых проектов, который обсуждался, - Воздушный экспресс. Это проект сообщения между Киевом и аэропортом Борисполь, на который был выделен китайский кредит в $372 млн. Потратили $50 млн. В результате нет ни экспресса, ни долларов. Продолжаются переговоры об изменении процентной ставки и самого проекта. Пока окончательного решения нет.

- Какие есть варианты реанимации проекта?
- Дело в том, что первоначально план главы Госинвестпроекта Каськива предусматривал запуск скоростной электрички. Однако выяснилось, что она будет вызывать помехи в работе аэронавигационного оборудования аэропорта, а это безопасность полетов. Позже рассматривался вариант подземного тоннеля, но он существенно дороже первоначального замысла.
Мы предлагаем запустить дизельные поезда. В таком случае проект обойдется в $120 млн. Есть второй вариант, который предлагает Киев и поддерживает министр инфраструктуры, - пустить в Борисполь ветку метро. На время строительства (как минимум на два года) будет частично ограничено движение по Бориспольской трассе. Кроме того, этот проект дороже - $300 млн. Его основное преимущество в том, что с помощью метрополитена из любой точки Киева можно будет без проблем и дешево попасть в аэропорт.
Оба проекта на рассмотрении правительства, которое должно определиться с окончательным вариантом.
Что касается процентной ставки, на момент заключения контракта в 2011 году кредит брался под 6,5% годовых. Сегодня мы кредиты привлекаем под 2% годовых и настаиваем на снижении. Китайская сторона пока на это не идет. Максимум, что они готовы дать, - 4,5%. Если ставка не будет снижена, мы откажемся от кредита и вернем деньги.

- Сколько Украина платит за обслуживание этого кредита?
- $26 млн в год. То есть более $2 млн в месяц. Заплатили уже два транша, в январе 2018-го нужно будет перевести третий транш. Ситуация на самом деле критическая. Мое личное мнение - проект нужно закрывать. Такими темпами, как он движется, смысла его продолжать нет.

- Владимир Гройсман заявил, что Украина и Китай договорились о реализации совместных проектов на сумму около $7 млрд. О каких именно проектах идет речь?
- В контексте инфраструктуры мы договорились начинать работу с Китаем с чистого листа. На высшем политическом уровне согласованы два основных проекта - мост в Кременчуге (через Днепр на участке между Кременчугом и Горишними Плавнями. - Ред.) и бетонная дорога первой категории Одесса - Николаев. Первый проект стоит $340 млн, дорога - $160 млн. Всего $500 млн. Кредит планируется привлечь у китайского Эксимбанка под госгарантии и 2% годовых в долларах.

- Какая схема финансирования и погашения кредита?
- Предусмотрен трехлетний льготный период без уплаты процентов от тела кредита. Сроки возврата - 20 лет. Деньги поступают на счет китайского генподрядчика China Road and Bridge Corporation (CRBC). Не менее 50% работ должен будет выполнять украинский субподрядчик. Мы наблюдали, как CRBC делала трассу Гомель - Минск в Беларуси и по какой схеме строила мост через Дунай в Белграде (Сербия). По сути, 10% финансирования идет на китайский менеджмент, который ведет технический надзор, еще 25% - на закупку техники (которая потом остается в Украине на балансе автодора). Остальные 65% будут потрачены в Украине на строительные материалы, рабочих и т.д.

- Когда мост в Кременчуге будет готов?
- Предпроектную документацию мы уже подготовили, ждем согласования кредитного предложения Минфином. Фактически готовы приступать к строительству моста уже весной 2018-го. Сроки строительства - три года.

- Бетонная дорога Одесса - Николаев. В чем идея?
- Это важный проект для зерновой и портовой логистики на юге Украины. Речь идет о расширении существующей дороги до четырех полос. Бетонное покрытие означает, что не будет весовых ограничений для грузового транспорта. 25 лет гарантии на покрытие. Срок строительства - два года. Стоимость $160 млн. Ставка - 2% годовых. Схема финансирования аналогична Кременчугскому мосту. Но здесь эффект для экономики еще выше. Если для строительства моста мы должны закупать битум в Беларуси, то здесь все строительные материалы есть в Украине.

- Почему решили строить именно бетонную дорогу? Она же дороже.
- Во-первых, иметь бетонную дорогу, соединяющую крупнейшие порты, - это стратегия Укравтодора. Потому что сейчас по дорогам идут перегруженные экспортные фуры, каждый сезон они разбивают асфальт, его нужно менять. Плюс в южном регионе резкие перепады температур.
В целом мы бы хотели на начальном этапе соединить бетонной дорогой крупнейшие порты Украины: Одессу, Николаев, Херсон. Дальше планируем продолжать "бетонку"в рамках кольца вокруг Азовского и Черного морей - до Мариуполя и Рени. Таким образом мы закольцуем 13 портов и будем выходить на Румынию. Сначала через паромную переправу возле Рени, а затем посредством строительства моста через Дунай.
Теги:   Виктор Довгань эксперт Переглядів:   855

Читайте також:

21.11

Огляд-прогноз курсу гривні щодо ключових валют від аналітиків КИТ Group

21.11

Економіка Норвегії скоротилася на 1,8%

21.11

Аналіз економічних індикаторів України та світу за січень-серпень 2024 року від Experts Club