Аtlantic Сouncil: Возможно, мы ошибались в отношении качества газовых реформ в Украине

Нафта і газ Ринки 20.12.2017    12:52
Не секрет, что Atlantic Council  выражал оптимизм по поводу реформ в Украине. В частности, в качестве примера значительного обуздания коррупции после Евромайдана, мы часто приводим газовую реформу. Но после часового разговора с главой "Нафтогаза" Андреем Коболевым, состоявшегося  8 декабря, я составила другую картину.

После того, как мой тридцати девятилетний собеседник с мягким говором, занял должность главы "Нафтогаза" в 2014 году, эта компания впервые за пять лет получила прибыль. Она является самым крупным пользователем системы электронных закупок ProZorro, которая позволила сократить расходы налогоплательщиков более чем на 1 миллиард долларов, в начале этого года она пошла на конфронтацию с  Россией в деле "Газпром" против "Нафтогаза" в Арбитражном трибунале в Стокгольме. Другими словами, у Коболева есть серьезные достижения.

Но газовые реформы зашли в тупик. По словам Коболева, с мая 2016 года  существенного прогресса он не видит.
"Без дальнейших изменений улучшений не будет, – сказал он во время моего интервью в Вашингтоне, – Проблема нашей газовой реформы в том, что она не завершена". Полноценная реформа подразумевает либерализацию цен на газ, улучшение корпоративного управления "Нафтогазом" и разделение гигантской государственной нефтегазовой компании.
12 октября премьер-министр Владимир Гройсман отказался провести коррекцию цены на газ, хотя правительство ранее согласилось на автоматическое повышение ставок в рамках программы сотрудничества с МВФ по получению  кредита в размере 17,5 млрд. долл.  В соответствии с корректировкой цен от МВФ, в этом сезоне потребителей ожидало  бы 18-процентное увеличение, тогда как в плане правительства заложены приблизительно 5 процентов.

Конечно же, либерализация цен поначалу ударит по потребителю, но Коболев утверждает, что введение рыночной цены – единственный способ предоставить украинцам выбор и закончить эру доминирования газовой монополии Дмитрия Фирташа над украинскими домохозяйствами. Сегодня правила регуляции вынуждают "Нафтогаз" предоставлять газ домохозяйствам через частных посредников. Большинство из этих посредников контролирует Фирташ, он же контролирует региональные распределительные сети.
По словам Коболева, если правительство пойдет на установление рыночных цен, впредь ему не нужно будет проводить коррекцию. Газ должен быть похож на нефть в том, как ее стоимость отражает состояние мировых цен, утверждает он.
Глава "Нафтогаза" признает, что этот вопрос сильно политизирован, но "его можно использовать для укрепления авторитета правительства", – сказал он, добавив, что сейчас вполне возможно либерализовать рынок, создав систему субсидий, которая будет вознаграждать потребителей, которые сокращают потребление. Посыл потребителям был бы простым, с формулировкой такого типа: "Все, что вы сэкономите, будет ваше". Коболев предлагает предоставить людям кредитную карту, предварительно загруженную средствами для покрытия расходов на газ; в конце отопительного сезона они смогут изымать все оставшиеся средства. Снижение потребления имеет важное значение, поскольку Украина, в сравнении с Польшей, например, потребляет газа на душу населения более чем в три раза больше. Коболев напомнил, что лидер оппозиции Юлия Тимошенко сделала нечто подобное в прошлом, и многие жители сельской местности это не забыли и положительно относятся к этой идее.

Виктория Войцицкая, депутат парламента,  секретарь Комитета по вопросам топивно-энергетического комплекса Верховной Рады, соглашается с тем, что сегодня газовая реформа не работает на благо потребителей. Потребители уже платят намного больше, чем раньше, и это должны было стать причиной предоставления им большего выбора. Вместо этого они по-прежнему находятся в "рабстве у Дмитрия Фирташа", который контролирует 75 процентов рынка газа для домашних хозяйств.

Сегодня "потребитель не получает выгоды" и "не получает права выбора", – сказала Войцицка. В этом сезоне она передала в комитет сотни жалоб от рядовых граждан – их обвинили в употреблении газа, который они не использовали, и отрезали от газоснабжения в период низких температур, об этом она рассказала мне в интервью 27 ноября.
Последним вопросом, который требует неотложного внимания, является деятельность Наблюдательного совета Нафтогаза. В сентябре три независимых члена совета подали в отставку, сославшись на политическое вмешательство и заявив, что у них недостаточно полномочий для принятия решений.

После этого правительство назначило четырех человек в наблюдательный совет. Они все, по мнению Коболева, достаточно компетентны, но им необходимо больше полномочий. Наблюдательный совет утверждает заключение контрактов, кредитные соглашения и закупки. Однако план реформы корпоративного управления, согласованный с международными донорами в 2015 году, предполагает, что в ведении совета также должно находиться утверждение стратегических и финансовых планов компании, а также назначение руководителей. До сих пор это не так.

Коболев не первый раз предупреждает о том, что газовые реформы застопорились. МВФ, ЕБРР и независимые аналитики недовольны происходящим в Украине. По мнению некоторых экспертов, между Коболевым, которого поддерживает реформаторская команда, желающая установления правильных норм, и правительством идет настоящая борьба за контроль над "Нафтогазом".

Во время нашего разговора Коболев неоднократно называл те шаги, которые правительство должно использовать как возможности, но ни на кого не указывал пальцем. Он создает впечатление проницательного человека и тщательно подбирает слова.

Когда мы прощались, я спросила его, когда он собирается начать предвыборную кампанию.

"На какую должность?" – спрашивает он.

"Президента Украины", – сказала я.

Он засмеялся и ответил, что хочет руководить "Нафтогазом".
Теги:   Нафтогаз МВФ ЕБРР Андрей Коболев Аtlantic Сouncil Переглядів:   732

Читайте також:

21.01

Індія в листопаді наростила імпорт СПГ на 12%

21.01

Трамп скасував мораторій на видачу нових ліцензій на експорт скрапленого природного газу

21.01

Дані по ОВДП які знаходяться в обігу на 21 січня від Нацбанку