Андрей Порада: Каким должен быть украинский рынок ценных бумаг
Ринки Думки 21.12.2017 09:15Несмотря на то, что украинский фондовый рынок существует уже 26 лет, на сегодня его фактически нужно выстраивать заново.
Изменения предстоят кардинальные. Суть их состоит в том, чтобы привести работу его инфраструктуры к европейским стандартам. Таким образом, мы упростим доступ к отечественному рынку ценных бумаг для иностранных инвесторов. Капиталовложения, которые они принесут, сейчас крайне необходимы. Валютные вливания помогут стабилизировать гривну. Оживление фондового рынка может стать драйвером роста экономики страны в целом.
Реализация инвестиционного потенциала страны – важная задача Национального депозитария Украины (НДУ) – организации, которая играет одну из ключевых ролей в разработке и реализации стратегии развития фондового рынка. Анализ ситуации, который НДУ провёл с привлечением ведущих экспертов рынка ценных бумаг, показывает, что есть все основания для того, чтобы рассчитывать на значительный рост иностранных капиталовложений.
В начале осени Bloomberg обнародовал исследование, согласно которому на 1 сентября 2017 года общий объём неинвестированных средств крупнейших фондов мира составляет $963,3 млрд. В борьбе за этот колоссальный финансовый ресурс, который сейчас простаивает, Украина не выглядит аутсайдером. Облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), выпускаемые Министерством финансов, имеют гарантированную доходность 14-15%. Это очень выгодное предложение по меркам мирового рынка.
Что же останавливает зарубежных инвесторов? Сложные и не всегда понятные правила игры и правовая незащищённость иностранных компаний. Представим себе, что какой-нибудь европейский пенсионный фонд решил приобрести украинские облигации. В соответствии с мировой практикой, он попробует обратиться к финансовому посреднику. Такого рода посредники называются глобальными кастодианами. Это учреждения, которые оказывают своим клиентам широкий спектр услуг на фондовых рынках в более чем 70 странах. 12 крупнейших банков, среди которых Deutsche Bank, HSBC Securities Services, BNP Paribas, BNY Mellon, JP Morgan и др. объединены в Ассоциацию глобальных кастодианов (AGC) и имеют безупречную деловую репутацию. Однако текущее украинское законодательство не позволяет им представлять интересы своих клиентов на нашем фондовом рынке.
Дело в том, что в правовом поле Украины отсутствует категория номинального держателя, то есть посредника, который предоставляет своим клиентам (инвесторам) услуги по учету ценных бумаг и регистрации перехода права собственности на ценные бумаги, в том числе в других государствах, на основании соответствующего договора с клиентом. Как следствие, учет ценных бумаг инвестора не может осуществляться через кастодиана, без необходимости заключения прямого договора с украинским депозитарным учреждением. Чтобы вложить деньги в украинскую экономику инвестор должен приехать лично, представить большое количество документов для идентификации и т.д. В целом, это достаточно сложная процедура, требующая значительных операционных затрат. Но дальнейшая работа на фондовом рынке Украины также чревата рисками, совокупность которых склоняет руководство зарубежных инвестиционных фондов к тому, чтобы принять отрицательное решение.
Конечно, инвестор может пойти не совсем прозрачным путём – заключить с каким-нибудь банком соглашение о передаче прав на свои ценные бумаги. Банк в таком случае будет действовать как прямой владелец активов. Но такой способ работы приводит к ещё большим рискам. Если такой банк, выбранный в качестве посредника, будет продан, ликвидирован или уйдёт с рынка, ценные бумаги инвестора могут оказаться под угрозой ареста либо осуществления на них взыскания по обязательствам банка. К сожалению, это не редкий для Украины случай, когда у финансового учреждения накапливаются непогашенные обязательства. Поскольку в настоящее время закон не делает различий между счетами инвестора и счетами банка, на все активы могут быть наложены взыскания.
С описанной проблематикой прекрасно знакомы как украинские, так и зарубежные игроки фондового рынка. Крупные институциональные инвесторы, которые на протяжении многих лет следят за ситуацией в Украине, при общении с руководством НДУ и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) называют отсутствие в правовом поле Украины категорий «номинальный держатель» и «счёт в ценных бумагах номинального держателя» одним из главных препятствий для своей работы. В письме, отправленном в декабре 2016 года Ассоциация глобальных кастодианов (ACG) обращается с просьбой к НКЦБФР содействовать внедрению концепции номинального держателя.
Дело сдвинулось с мёртвой точки. Пять месяцев назад Комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады рекомендовал к принятию в первом чтении проекта Закона № 6141 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия привлечению иностранных инвестиций». Категория номинального держателя обязательно будет внедрена. Другой вопрос когда. В Верховной Раде данный законопроект до сих пор не был поставлен на голосование.
Меж тем, по оценкам, которые НДУ сделал вместе с участниками рынка, новая законодательная норма может принести финансовые вливания на сумму 100 млрд в гривневом эквиваленте. Деньги придут в валюте, что позволит стабилизировать курс гривны и, наконец, оживить наш фондовый рынок. Это достаточно серьезный ресурс, который может послужить экономике страны. Надо только сделать так, чтобы фондовому рынку доверяли, как зарубежные, так и отечественные инвесторы.
Теги:
Deutsche Bank
BNP Paribas
JP Morgan
BNY Mellon
эксперт
Андрей Порада
HSBC Securities Services
Переглядів:
1171