Законопроект о налоге на выведенный капитал должен учесть риски приравнивания обычных хозопераций к выведению капитала – мнение
Ринки 17.03.2018 18:35Обнародованный президентом законопроект о налоге на выведенный капитал (НВК) учел многие озвученные ранее бизнесом замечания, однако содержит и ряд открытых вопросов, в том числе, риски "переквалификации" обычных хозяйственных операций на операции, приравненные к выведению капитала.
Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказала руководитель практики по разрешению налоговых споров KPMG Law Ukraine Лариса Антощук.
По ее словам, идея внедрения налога на выведенный капитал – яркий пример проактивности бизнеса. Ведь первый проект был подготовлен представителями бизнеса и экспертной среды, а доработка законопроекта сопровождалась общением с бизнесом. Как и в случае с любой фискальной инициативой, компании просчитывают свои риски.
"Большинство из них было высказано в процессе обсуждения проекта закона о налоге на выведенный капитал. Авторы документа их учли. Это привело к существенному улучшению текста документа: сегодня уже более четко понятно, как будет соотноситься налог на доходы нерезидентов (налог на репатриацию по ставке 15%) с правилами налогообложения выведенного капитала (с базовой ставкой 20%), как последний будет сосуществовать с правилами трансфертного ценообразования, упрощенной системой налогообложения", – прокомментировала Л.Антощук.
Она напомнила, что впервые идея была оформлена в законопроекте №3357 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно налоговой либерализации". За три года текст документа существенно трансформировался – как в части регулирования налоговых правоотношений по ряду вопросов, так и юридического оформления.
"Идея не облагать полученную прибыль до тех пор, пока она не выплачивается собственникам в форме дивидендов и приравненных к ним платежам, однозначно выглядит привлекательной. К слову, авторы законопроекта к числу операций, приравненным к операциям по выведению капитала, добавили выплату нерезидентам процентов, комиссий (включая другие вознаграждения, штрафы, пеню), выплаты в границах договоров страхования, финпомощь неплательщикам налога на выведенный капитал или бесплатную передачу им имущества, услуг и т.п.", – сказала Л.Антощук.
Однако критика "проекта от бизнеса" представителями правительства, бизнес-ассоциациями крупного бизнеса и международными ассоциациями прогнозируема, считает эксперт. Ведь проект предлагает кардинальные изменения фискальных договоренностей между бизнесом и властью.
"А это риски, связанные с новыми ресурсами для эффективного перехода на новую систему, вопрос объема поступлений в бюджет (поиск компенсаторов)", – полагает Л.Антощук.
При этом как бы стремительно дальше не двигался проект к полноценному внедрению, полагает она, и бизнес, и контролирующие органы все еще имеют возможность ответить на ряд вопросов, связанных с предложенным вариантом налогообложения.
"Например, как снизить риски с возвратом к концепции "обычных цен" (при осуществлении операций в неденежной форме), как максимально учесть интересы малого бизнеса, как предотвратить возможные риски "переквалификации" обычных хозяйственных операций на операции, приравненные к выведению капитала, во время проверок?" – отметила Л.Антощук.
Как сообщалось, президент Украины Петр Порошенко отложил подачу в Верховную Раду законопроекта о налоге на выведенный капитал, хотя ранее заявлял о готовности внести его в парламент, аргументируя это позицией международных партнеров. Министр финансов Александр Данилюк заявил, что ведомство планирует внести его пакетом вместе с бюджетной резолюцией, где будут учтены компенсаторы бюджетных потерь, однако при условии согласования сокращения бюджетных расходов на уровне всех министерств и ведомств, а также парламента и местных органов власти.
Теги: законопроект бизнес налог НВК выведенный капитал замечания KPMG Law Ukraine Лариса Антощук Переглядів: 805