Законопроект про госрегулирование небанковского финансового рынка усилит полномочия Нацкомфинуслуг и систематизирует законодательство в этой сфере

Ринки Думки 05.06.2018    14:34

Новый законопроект, вносящий изменения в некоторые законы относительно государственного регулирования рынков финансовых услуг (законопроект №8415) не сократит количество добросовестных участников рынка, но усилит полномочия Нацкомфинуслуг, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.

"Небанковский финансовый рынок, фактическая безнадзорность которого в настоящее время в некоторой степени дискредитирует впечатляющую по своему положительному эффекту работу НБУ по упорядочению, очищению банковского сектора, наконец-то приобретет регулятора с сильнейшими властными полномочиями в лице Нацкомфинпослуг", - сказала советник юрифдической фирмы "Астерс" Диана Голанова.

По ее слова, данным законопроектом Нацкомфинуслуг фактически наделяется полномочиями по выводу участников из рынка практически по своему решению.

"Вместе с тем, ситуация, которая сложилась на финансовом рынке, безусловно, требует принятия мер по его очищению, приведению работы его участников к европейским стандартам. Само сокращение участников не может повлиять негативно на финансовый рынок исключительно при условии, что такое сокращение будет проведено именно с целью идентификации структур собственников коммерческих банков и принятия адекватных мер, несостоятельных страховых компаний и прочих участников, создающих риски для потребителей финансовых услуг и финансового рынка в целом?", – сказал она, отметив, что "не все положения законопроекта  гарантируют объективность возможных мер, что подчеркивает необходимость его доработки".

Юрист обратила внимание, что законопроект №8415 устанавливает новые требования в отношении договоров на оказание финансовых услуг, обязанности небанковских финансовых компаний предоставления информации потребителю, правила рекламы финансовых услуг, что хотя и "в некоторой  степени урегулировано в настоящее время, но все, же выглядит прогрессивно". Вместе с тем, по мнению советника юфирмы "Астерс", некоторые положения законопроекта, в частности, введение достаточно жестких правил по передаче портфелей на оказание финансовых услуг, определение фиктивности финансовых учреждений и дискреция Нацкомфинуслуг по определению фиктивности финансовых учреждений, как и некоторые полномочия комиссии, "ставит под сомнение в принципе конституционность этого законопроекта".

Д.Голанова отметила, что законопроект№8415 предусматривает "достаточно инновационный набор" способов контроля над участниками небанковского финансового рынка – корректирующие методы, меры воздействия и штрафные санкции.

"Такой  набор механизмов контроля, с учетом наличия положений, позволяющих использовать его субъективно, позволит комиссии быть эффективной, вопрос только как будут определены цели и в чем именно заключаться эффективность", - сказала Д.Голанова.

"В целом законопроект выглядит несколько неожиданным с учетом уже проделанной работы в отношении законопроекта 2431-а, известного под названием "сплит", который был запланирован как первый шаг по реформированию финансового рынка и предполагает передачу функций Нацкомфинуслуг НБУ и НКЦБФР", - резюмировала юрист.

В свою очередь, старший юрист юрфирмы Evris Катерина Брэдуляк считает, что нормы действующего закона "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" уже давно устарели, не говоря о том, что некоторые рынки финансовых услуг используют специализированные законы, в частности, законы о страховании, о кредитных союзах, о негосударственном пенсионном обеспечении. Таким образом, внесение изменений в действующее законодательство небанковского финансового рынка систематизирует законодательство в этой сфере.

"На сокращение количества добросовестных участников рынка данный законопроект никак не повлияет. Законодательная инициатива направлена на внесение изменений в базовый закон, т.к. нормы дублируются в нескольких законах. Если презюмировать, что все действующие небанковские учреждения соблюдают закон, то принятие закона не повлияет на количество участников небанковского рынка в будущем. Если же речь идет о тех финансовых учреждениях, которые избегают налогообложения, то, с внесением изменений, деятельность фиктивных финансовых учреждений будет остановлена", - сказал она.

Е.Брэдуляк отметила, что, согласно законопроекту, помимо мер воздействия и санкций, в случае выявления обстоятельств и рисков, влияющих негативно на платежеспособность участника рынка, Нацкомфинуслуг сможет применять корректирующие меры. Такие меры носят рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению участником, но в случае их применения участник финрынка автоматически попадает под подозрение комиссии.

При этом увеличится размер штрафа за невыполнение или несвоевременное выполнение распоряжения Нацкомфинуслуг – в случае принятия законопроекта штраф вырастет с 100-1000 необлагаемых минимумов доходов граждан до 1000-2000.

Комментируя эффективность механизмов контроля участников небанковского финансового рынка, прописанных в законопроекте, Е.Брэдуляк отметила, что регулятор планирует осуществлять мероприятия государственного контроля в форме плановых инспекций, внеплановых инспекций и внеплановых выездных инспекций, а законопроект определяет порядок, сроки и процедуры проведения таких инспекций.

"Превентивные и корректирующие меры, безусловно будут способствовать соблюдению норм законодательства участниками небанковского финансового рынка", - считает юрист.

Вместе с тем, по мнению эксперта, в настоящее время не все участники небанковского рынка готовы подтвердить прозрачность предоставляемых финансовых услуг.

"В любом случае, равные условия, как для банков, так и для небанковских финансовых учреждений будут только способствовать конкуренции в сфере их предоставления. Регулятор должен исключать внезапное исчезновение участников финансового рынка, поскольку в конечном итоге последствия и убыток несет потребитель", - подчеркнула она.

Как сообщалось, народные депутаты разных фракций зарегистрировали законопроект №8415, создающий условия для надлежащего и эффективного функционирования рынков небанковских финансовых услуг. Законопроект предлагает закрепить определение потребителя финансовых услуг и клиента, принципы защиты прав потребителей финансовых услуг, ввести возможность ведения электронного документооборота между финансовым учреждением и потребителем (по согласию), закрепляют полномочия Нацкомфинуслуг, нормирует мероприятия государственного надзора за деятельностью небанковских финансовых учреждений.

Теги:   законопроект изменения рынков финуслуг Переглядів:   927

Читайте також:

23.11

Всесвітня асоціація виробників сталі випустила рейтинг основних країн виробників сталі

23.11

У Києві нагородили найкращих із фармацевтичної галузі України

23.11

Аналіз цін на ринку нерухомості Іспанії від relocation.com.ua