Решение КС по НКРЭКУ позволит привести ее правовой статус в соответствие с Конституцией – эксперты

Ринки Енергетика Думки 23.06.2019    22:21

Решение Конституционного суда о признании неконституционными ряда положений закона "О Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг" (НКРЭКУ) позволит привести правовой статус комиссии в соответствие с Конституцией, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.

Как отметил старший юрист юридической компании ILF Иван Бондарчук, в частности, Конституционный суд признал, что НКРЭКУ является органом, который не подчиняется правительству и не является органом исполнительной власти, хотя по своим функциям, сфере деятельности и полномочиям имеет признаки центрального органа исполнительной власти. Поскольку такая независимость НКРЭКУ прямо не предусмотрена Конституцией, соответствующие положения закона о независимости регулятора неконституционны.

Кроме того, согласно решению КС, передача полномочий на назначение членов НКРЭКУ президенту Украины, означает, что Верховная Рада превысила полномочия, так как в Конституции прямо не предусмотрено такое право президента.

Противоречат Конституции и полномочия Верховной Рады по назначению членов конкурсной комиссии по предварительному отбору кандидатур-членов НКРЭКУ.

Эти положения закона утратят силу с 1 января 2020 года.

В то же время, по словам Бондарчука, КС не рассматривал и не признал неконституционными иные положения закона о полномочиях НКРЭКУ, правовом статусе ее членов и порядке организации работы.

"Это означает, что правовой статус текущего состава комиссии останется неизменным, а ее решения, принятые до 13 июня 2019 года и те, которые будут приняты до 31 декабря 2019 года, законны", - сказал он.

Юрист подчеркнул, что, поскольку статьи о полномочиях и организации работы останутся в силе, даже с 1 января 2020 года, НКРЭКУ сможет выполнять свои функции.

"Фактически КС только признал, что НКРЭКУ, согласно действующей Конституции, должна подчиняться Кабмину и входить в систему органов исполнительной власти. Также после 1 января 2020 года конкурсный отбор и назначение новых членов будут невозможны", - сказал он.

По мнению Бондарчука, Верховная Рада может привести правовой статус НКРЭКУ в соответствие с положениями Конституции двумя путями. В частности, можно ввести НКРЭКУ в систему органов исполнительной власти и законодательно закрепить ее статус, правила взаимодействия с правительством и другими органами власти или же закрепить правовой статус НКРЭКУ как единого органа госвласти по типу Национального банка Украины, Счетной палаты путем внесения изменений в Конституцию.

В свою очередь, советник, практика энергетики юридической фирмы Integrites Геннадий Росчепий считает, что "в СМИ циркулирует не совсем точное описание сути решения КС от 13 июня 2019 года".

Юрист напомнил, что в 2016 году был принят закон о НКРЭКУ, которым эта комиссия была наделена статусом постоянно действующего независимого государственного коллегиального органа власти. Однако, согласно решению КС от 13 июня "на самом деле, указало на некорректность способа создания НКРЭКУ и лишь подталкивает законодателя исправить несоответствия".

"Учитывая это, на данный момент, акты, разрешения, лицензии, выданные/принятые НКРЭКУ, остаются в силе, комиссия не подлежит расформированию, КС не заблокировал ее деятельность, она продолжает функционировать в обычном режиме, а решение КС никак не влияет на участников рынка электроэнергии, ведь это решение не имеет обратного действия во времени", - сказал он.

При этом юрист отметил, что если Верховная Рада не приведет закон об НКРЭКУ в соответствие с Конституцией до 31 декабря 2019 года, то уже "с 1 января 2020 года могут возникнуть вопросы к легитимности комиссии и ко всем последующим ее решениям, что, несомненно, приведет к осложнению функционирования рынка".

Со своей стороны, старший юрист юрфирмы EVRIS Сергей Ярошенко считает, что, "несмотря на всю критику вокруг энергетической сферы в Украине, в целом данная отрасль демонстрирует позитивную трансформацию. Украина уверенно движется в направлении обеспечения энергетической независимости и построения прозрачных рыночных отношений".

Вместе с тем, он отметил, что поднятые в суде вопросы "действительно имеют юридическое обоснование, требующее определится со статусом регулятора – перевести его под курирование правительства или оставить в status quo, но внести соответствующие изменения в основной закон".

"Решение суда не имеет обратной силы и касается лишь будущей деятельности НКРЭКУ. Поэтому вероятность судебного оспаривания законности уже принятых регулятором решений не велика. В то же время ввиду того, что конституционное разбирательство по данному вопросу было инициировано еще в сентябре 2017 года, можно предположить об отсутствии каких-либо заговоров в принятии решения именно сейчас", - сказал он.

Ярошенко считает, что "желание узаконить деятельность органа одной из приоритетных сфер экономики" является положительным. При этом важно соблюдать взятые на себя обязательства перед международными партнерами, среди прочего, в части Третьего энергетического пакета.

"Аналогичный подход должен применяться и к другим органам для обеспечения стабильности и предсказуемости их работы", - сказал он.

Как сообщалось, Конституционный суд Украины, признавший неконституционными ряд положений закона "О Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг", постановил, что они утратят силу 31 декабря 2019 года.

По мнению юриста, экс-члена Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) и экс-замглавы Администрации президента Андрея Портнова, такое решение КС "включило обратный отсчет и для существования руководства Национального антикоррупцитонного бюро", потому что его директор и часть членов конкурсной комиссии тоже назначается и увольняется президентом.

"Это значит, что теперь в руках Конституционного суда - Национальное антикоррупционное бюро и его директор", – написал Портнов в Telegram.

Ряд юристов отмечали, что напрямую данное решение КС не затронет НКЦБФР и Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование рынка финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), так как касается признания неконституционными только части статей именно закона о НКРЭКУ.

О необходимости внесения изменений в Конституцию для создания независимых регуляторов по итогам решения КС заявил представитель президента в Кабинете министров Андрей Герус.

Теги:   НКРЭКУ правовой статус Переглядів:   697

Читайте також:

07.11

Ціни на будівельно-монтажні роботи в Україні в липні-вересні зросли на 6,4%

07.11

Промвиробництво у Німеччині скоротилося на 2,5%

07.11

Надходження від інвестицій після закінчення військових дій можуть продовжитися - опитування