Парламент разделил функции Нацкомфинуслуг между НБУ и НКЦБФР
Ринки 12.09.2019 17:56 Верховная Рада Украины 12 сентября приняла в целом закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг №1069-2, инициированный депутатами Данилом Гетманцем и Александром Дубинским (фракция "Слуга народа").Как передает корреспондент агентства "Интерфакс-Украина", этот решение поддержали 296 народных депутатов.
Согласно документу, Национальный банк Украины (НБУ) и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) с 1 июля 2020 являются правопреемниками Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), в осуществлении полномочий и выполнении функций госрегулирования и надзора в сфере рынков финансовых услуг в пределах полномочий, установленных законом "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг".
"Этот законопроект является маркером в программе сотрудничества с МВФ. Он значительно улучшит условия регулирования надзора за финучреждениями, потому что это регулирование станет более прозрачным и более конкретным", - сказал заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Александр Дубинский, представляя законопроект в парламенте.
Дубинский также сообщил, что было проведено много заседаний рабочих групп для учета всех предложений, которые поступали от участников рынка, профильных ассоциаций, экспертной среды, аналитиков.
"Могу сказать, что мы убрали из законопроекта №1069-2, надеюсь, все спорные вопросы, которые возникали у рынка", - сказал он.
По словам Дубинского, в частности, законопроектом разрешено функционирование фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью вместе с банками до момента выполнения всех обязательств, тогда как в предыдущей версии законопроекта эти фонды должны были прекратить свою деятельность с 1 января 2020 года.
"После длительных дискуссий согласовали возможность для банков заниматься управлением фондов финансирования строительства. То есть все люди, которые находятся в качестве инвесторов в этих фондах, могут быть спокойны - обязательства банков перед ними будут выполнены", - добавил он.
Кроме того, по его словам, в законопроекте разделено управление активами и управление имуществом при финансировании строительства, а также предусмотрена возможность на месяц приостановить решение регуляторов в части о наложении штрафов на небанковские финучреждения.
В законопроект также включены все существенные изменения к законам по аудиту, аудиторской деятельности и бухгалтерскому учету.
"Также мы лишили карт-бланша госорганы в вопросе установления каких-либо условий для финучреждений. Дополнительные условия со стороны НБУ после принятия "сплита" (закон о "сплите" - ИФ) будут приняты только в том случае, если это не урегулировано законом", - сказал Дубинский.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является сокращение количества регуляторных и контролирующих органов на рынках небанковских финансовых услуг путем распределения функций Нацкомфинуслуг между другими органами, осуществляющими госрегулирование рынков финуслуг. В частности, регулирование и надзора в системе накопительного пенсионного обеспечения, регулирование и надзор за функционированием финансово-кредитных механизмов и управлением имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью будет осуществлять НКЦБФР, остальные полномочия Нацкомфинуслуг предлагается передать НБУ.
Согласно принятому законопроекту, НБУ получает право выдать небанковским финансовым учреждениям и лицам, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги, лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финуслуг, определяет порядок их выдачи, приостановления, возобновления и отзыва (аннулирования). Помимо того НБУ определяет требования к лицам, намеренным осуществлять деятельность по предоставлению финуслуг, включая требования к структуре их собственности, системе корпоративного управления, управлению рисками и внутреннему контролю, условиям осуществления деятельности по предоставлению финуслуг, осуществление которых требует соответствующей лицензии (лицензионные условия), а также порядок контроля за их соблюдением.
Кроме того, за НБУ закреплено право устанавливать размер платы за регистрационные действия, исходя из принципа возмещения расходов, связанных с предоставлением таких услуг, осуществлять надзор за соблюдением небанковскими финансовыми учреждениями. В случае нарушения законодательства о финансовых услугах (кроме законодательства, регулирующего деятельность на рынках ценных бумаг и в системе накопительного пенсионного обеспечения) и нормативно-правовых актов центробанк может применять меры воздействия и налагать административные взыскания.
Нормативно-правовые акты Нацбанка являются регуляторными актами, разрабатываются, рассматриваются и принимаются с учетом требований закона "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".
Основными направлениями надзора НБУ в сфере рынков небанковских финансовых услуг определены регулярное проведение оценки общего финансового состояния небанковского финансового учреждения, результатов его деятельности и качества корпоративного управления, системы внутреннего аудита и управления рисками, соблюдение обязательных нормативов и других показателей и требований, ограничивающих риски по операциям с финансовыми активами.
Кроме того Нацбанк устанавливает для небанковских финансовых учреждений правила составления и представления отчетности об их деятельности, требования по объему и срокам ее публикации
Центробанк наделен правом получать от государственных органов и других лиц информацию, в том числе конфиденциальную, относительно финансового/имущественного положения участников небанковских финансовых учреждений, лиц, приобретающих или увеличивающих существенное участие в таких учреждениях, их деловой репутации, источников происхождения средств, которые будут использоваться для формирования капитала.
НБУ также вправе письменно потребовать от поднадзорных структур копии документов, а также письменные объяснения по вопросам их деятельности, которые те обязаны предоставить регулятору.
В пределах своих полномочий в сфере госрегулирования рынков небанковских финансовых услуг НБУ имеет право проводить плановые и внеплановые инспекционные проверки деятельности участников рынков финансовых услуг (кроме потребителей финансовых услуг), их аффилированных и родственных лиц.
НБУ утверждает критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления деятельности участниками рынка небанковских финансовых услуг и их общественную значимость, на основании которых определяет периодичность проведения плановых инспекционных проверок. Плановые инспекционные проверки могут проводиться не чаще одного раза в год. НБУ утверждает годовой план проведения инспекционных проверок на следующий календарный год не позднее 25 декабря текущего года и обнародует на своей официальной странице не позднее чем в 10-дневный срок после утверждения.
Теги: Верховная Рада Украины финансовые услуги Переглядів: 1071