Законопроект о реструктуризации "зеленого" тарифа поможет Украине уйти от арбитражей

Ринки Думки 18.12.2019    20:16

Законопроект о реструктуризации "зеленого" тарифа (№2543) позволит Украине избежать инвестиционных арбитражей и даст ход строительству новых станций, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.

"Законопроект №2543 – это своего рода компромисс, который позволит снизить финансовую нагрузку на гарантированного покупателя как за счет существующих станций, так и за счет будущих. В то же время он даст ход строительству новых станций, поскольку снижение тарифа компенсируется продлением его срока действия", - считает управляющий партнер юридической фирмы Integrites Алексей Фелив.

По его словам, большинство девелоперов, особенно иностранных, позитивно восприняли законопроект.

"Они считают его сбалансированным предложением, которое учитывает интересы государства, потребителей и инвесторов в "зеленую" энергетику. Это дает основания ожидать, что несмотря на предложенное уменьшение тарифа Украина избежит инвестиционных арбитражей, как это было во многих странах, которые ретроспективно пересматривали правила господдержки "зеленой" энергетики и где впоследствии инвестиции в сектор были заморожены на десятилетия", - сказал юрист.

Фелив отметил, что развитие "зеленой" энергетики для Украины – не только и не столько вопрос потребления экологически чистой электроэнергии, сколько национальной безопасности.

"В следующие 5-15 лет многие существующие мощности в атомной и угольной генерации будут постепенно выводить из эксплуатации. Единственной быстрой и дешевой альтернативой будет именно "зеленая" генерация, поэтому взвешенный подход к развитию сектора должен быть в числе других приоритетных вопросов национальной безопасности Украины", - сказал он.

В свою очередь руководитель практики энергетики и природных ресурсов юридической компании Arzinger Ярослав Чекер отметил, что законопроект №2543 поддерживает значительная часть инвесторов в альтернативную энергетику в Украине, и он является более приемлемым для инвестора, чем некоторые другие законопроекты. В частности, в настоящее время инвесторы, которые заключили договоры купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу (также известные как pre-PPA) до 31 декабря 2019 и ввели солнечные объекты в эксплуатацию в течение двух лет с даты заключения указанных договоров и ветровые объекты в течение трех лет, могут получить "зеленый" тариф и быть освобожденными от системы аукционов.

Вместе с тем законопроект 2543 предлагает значительно сократить вышеуказанные сроки для введения в эксплуатацию станций: до 1 апреля 2020 года включительно - для солнечных электростанций, до 31 декабря 2020 включительно - для ветровых электростанций.

"Поскольку январь и февраль 2020 года являются зимними месяцами, а строительство солнечных парков на промерзшей земле является технически сложным и дорогим, многие инвесторы в солнечную энергетику считают такой срок невозможным и необоснованным. В случае же, если солнечные панели еще не закуплены и не завезены в Украину, возможность ввода в эксплуатацию солнечной станции в такой срок выглядит совсем призрачной", - сказал он, подчеркнув при этом и сложности реализации проектов в ветроэнергетике, где средний срок реализации проектов составляет 1,5-2 года.

В то же время для инвесторов, которые согласятся на реструктуризацию договоров купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу, предусмотрен более длительный срок для введения в эксплуатацию: для солнечных электростанций - до 30 сентября 2020 включительно, для ветровых - до 30 июня 2022 включительно.

"Таким образом, для многих инвесторов реструктуризация будет единственным возможным способом завершения проекта, хотя для солнечных проектов срок все равно остается достаточно жестким. Простым языком - государство предлагает инвесторам в альтернативную энергетику добровольно согласиться на снижение "зеленого" тарифа в обмен на продление его действия", - сказал Чекер.

Вместе с тем юрист отметил проблему финансирования проектов по "зеленой" энергетике.

"Поскольку большинство построенных проектов и проектов, которые собираются строить, объекты альтернативной энергетики привлекают долговое финансирование или рефинансирование в украинских (в частности в очень активных в этом секторе Укргазбанке и Сбербанке) и международных банках, было бы важно услышать мнение банков и их официальную позицию относительно того, согласятся ли они реструктурировать выданные кредиты в соответствии с изменившимися условиями выплаты "зеленого" тарифа", - сказал он.

Как сообщалось, группа народных депутатов зарегистрировала законопроект №2543 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно улучшения инвестиционного климата в сфере возобновляемой энергетики". Инициаторами проекта закона выступили Людмила Буймистер, Дмитрий Наталуха (оба – фракция "Слуга народа"), Сергей Тарута (фракция "Батькивщина"), Леся Василенко (фракция "Голос"), Максим Ефимов (самовыдвиженец).

Добровольная реструктуризация "зеленых" тарифов (з/т) предлагается для проектов, введенных в эксплуатацию с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года, а также для объектов по подписанным до 31 декабря 2019 года пре-РРА, при условии введения в эксплуатацию СЭС до 30 сентября 2020 года, а ВЭС – до 30 июня 2022 года.

Авторы предлагают для объектов, которые пошли на добровольную реструктуризацию действие з/т в течение 15 лет с момента их ввода в эксплуатацию. При таком сценарии тариф для действующих ветроэлектростанций (ВЭС) снижается на 5%, для ВЭС, которые вводятся в эксплуатацию в 2020-2022 гг. – на 7,5%. Снижение з/т для действующих СЭС предусмотрено на уровне 10%, для будущих СЭС – на 15%.

Нынешние тарифы и сроки их действия могут быть сохранены для ВИЭ-объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2020 года, объектов мощностью до 1 МВт, которые будут запущены после 1 января. Кроме того, изменение тарифов не распространяется на подписанные до 31 декабря 2019 года pre-РРА при условии ввода в эксплуатацию СЭС – до 1 апреля 2020 года, ВЭС – до 31 декабря 2020 года, других видов станций – в течение трех лет с момента подписания pre-РРА.

До этого, Министерство энергетики и защиты окружающей среды предложило участникам рынка возобновляемой энергии добровольную реструктуризацию "зеленого" тарифа на условиях его снижения на 17% для действующих солнечных электростанций станций (СЭС) и на 10% - для ветроэлектростанций (ВЭС) с продлением срока выплат тарифа на пять лет. Для проектов, которые планируются к реализации в рамках подписанных pre-PPA (договоров купли-продажи э/э по действующему "зеленому" тарифу для будущих объектов), предлагается реструктуризация в виде 15% снижения "зеленого" тарифа для СЭС и 10% снижения для ВЭС.

Инвесторы в СЭС, которые подписали pre-PPA и еще не ввели свои объекты в эксплуатацию, при желании получать действующий тариф должны закончить свои проекты до 1 апреля 2020 года, инвесторы в ВЭС – до конца следующего года. Данный законопроект пока не зарегистрирован в Раде.

13 декабря, накануне рассмотрения комитетом проекта закона №2543 Минэкоэнерго заявило, что выступает категорически против предложенного депутатами сценария реструктуризации, поскольку он не решает проблем с финансированием альтернативной энергетики и может ухудшить ситуацию.

Теги:   законопроект зеленый тариф реструктуризация Переглядів:   962

Читайте також:

16.03

Прем'єр-міністр Індії закликав використати ситуацію для продуктивних переговорів між Україною та Росією

16.03

Наскільки Білий дім Трампа підтримуватиме Україну?

16.03

National Securities and Stock Market Commission of Ukraine presents taxation framework for virtual assets