Введение пошлин на импорт дизтоплива и сжиженного газа российского производства вызовет рост цен в Украине - эксперт
Ринки Енергетика Думки 10.02.2020 13:59 Введение пошлин на импорт дизельного топлива и сжиженный газ российского производства вызовет рост цен, ослабит конкуренцию на рынке и не решит проблемы украинских нефтеперерабатывающих предприятий, считают в "Консалтинговой группе А-95". Согласно пресс-релизу, к таким выводам в группе пришли по итогам изучения жалобы украинских производителей нефтепродуктов в лице ПАО "Укртатнафта", ПАО "Укрнафта" и АО "Укргазвыдобування" в Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ), в которой они просят провести антисубсидиарное расследование и ввести пошлины на российское дизельное топливо и сжиженный газ в размере 8,46% с повышением в течение пяти лет до 25,4%."Основным доводом производителей является демпинг со стороны российских экспортеров, что не соответствует действительности. Импортные нефтепродукты, включая российские, продаются в Украину с премиями к мировым котировкам. Так, на 2020 год украинские компании заключили контракты на российское дизельное топливо с премией к европейским котировкам до $35/тонна, на сжиженный газ - до $22/тонна. Это вызвано тем, что Украина остается импортозависимой: в 2019 году импорт дизтоплива составил 88% в национальном балансе, сжиженного газа – 78,5%", - отмечают в "А-95".
По мнению группы, наиболее критичные последствия пошлин ощутит рынок дизельного топлива, на которое приходится 70% в корзине моторных топлив. В случае введения предложенной пошлины 8,46% импорт из России может полностью прекратиться, что приведет к увеличению давления на оставшиеся источники поставок, в первую очередь на Беларусь, доля которой вырастет с нынешних 35% до 60% рынка. При этом возможности украинских производителей ограничены двукратным увеличением переработки, что в лучшем случае позволит увеличить рыночный вес с 12% до 25%.
"С учетом высокой импортозависимости в Украине выстроена единственно правильная система снабжения нефтепродуктами: рынок максимально открыт, обеспечена повышенная конкуренция между внешними и внутренними поставщиками, что гарантирует оптимальную цену. Предложенное введение пошлин разрушит эту конструкцию, приведет к росту цен и повысит риски сбоев в обеспечении топливом", - отметил директор "А-95" Сергей Куюн.
Кроме того, в группе считают, что введение пошлин на российский сжиженный газ вплоть до 25% от стоимости не будет иметь для рынка никаких последствий, кроме пропорционального роста. Система поставок останется прежней из-за отсутствия альтернативы российскому импорту.
По оценкам "А-95", только на первом этапе введения пошлин рост цен на дизтопливо составит минимум 1,1 грн/л, на сжиженный газ – 0,55 грн/л, что в национальном масштабе будет означать увеличение затрат потребителей на 11 млрд грн в год. Влияние пошлин на рост цен было продемонстрировано в 2019 году, когда спецпошлина на трубопроводные поставки российского дизтоплива вызвала подорожание контрактов на 2020 год на импортное и украинское ДТ на $10/тонна.
"Для повышения эффективности собственникам предприятий – группе "Приват" и НАК "Нафтогаз Украины" – необходимо активнее инвестировать в увеличение глубины переработки. Параллельно правительству и нефтепереработчикам нужно найти более гибкие методы поддержки отрасли без дополнительной нагрузки на ослабленную украинскую экономику", - резюмировали в "А-95".
Ранее президент ОП "Укрметаллургпром" Александр Каленков и председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький направили премьер-министру Алексею Гончаруку и министру развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофею Милованову совместное письмо о недопустимости введения пошлины на импорт дизтоплива и сжиженного газа. По их расчетам, украинские потребители вследствие введения предлагаемых пошлин на импорт ДТ и сжиженного газа потеряют 13 млрд грн.
Теги: Газ импорт дизельное топливо пошлина Переглядів: 1117