На пороге второго Чернобыля - экологи бьют тревогу
Ринки Транспорт 17.02.2020 11:27В Министерстве инфраструктуры Украины готовятся к запуску туристического маршрута водным транспортом Киев-Мозырь-Киев. Первое судно собираются запустить уже в конце апреля этого года. Таким образом, проект речного пути Е-40, который предполагает строительство судоходной трассы длиной более 2000 км через реки Припять, Днепр и Висла, чтобы соединить Балтийское и Черное море, вышел на стадию практической реализации.
"Работы по черпанию и доведению судоходных глубин до необходимого уровня, а также другие мероприятия, планируется начать с открытием навигации", - говорит министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.
Двести лет назад была создана водная магистраль, соединявшая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр.
Сейчас этот водный путь судоходный только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как (условно) функционирует, а вот на участке Брест - Варшава нет судоходства. Поэтому его предложили сделать способным пропускать суда большого водоизмещения и в большом количестве. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность и построить определенные инженерные сооружения.
Подсчитано, что восстановление E-40 позволит перевозить до четырех миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков, которых составляет почти 100 млн человек. Тем более что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцати тонных грузовиков.
Однако оптимизм от возможных экономических эффектов меркнет на фоне экологических угроз. Все было бы замечательно, если бы на пути этого маршрута не было "чернобыльской зоны"...
Стоит вспомнить, что акватория и прибрежная часть реки Припять серьезно пострадали от Чернобыльской катастрофы. И это касается обеих сторон и белорусской, и украинской. За годы, прошедшие со времен катастрофы донные отложения закрыли радиоактивные илы. Но если начать на этих загрязненных территориях дноуглубительные работы, то все, что успокоилось и лежит на дне под 60-80 сантиметровым илом, превратится в одно мгновение в радиоактивный коктейль, что может привести к серьезным последствиям.
– В данном проекте несколько составляющих - это экономическая, экологическая и чрезвычайно важная, связанная со здравоохранением. Если радиоактивные мулы будут потревожены, и они двинутся вниз по Днепру, то это может грозить потерей главной водной артерии страны, как источника питьевого водоснабжения, а так же нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей. Поливом есть угроза радиоактивно загрязнить грунты. Ветры могут перенести это загрязнение на многие километры. Из локального Чернобыля мы можем необдуманными, не взвешенными, популистскими решениями превратить всю страну в «чернобыль»… - говорит глава Национальной Экологической Рады Украины Александр Чистяков - В мире на данный момент нет очистных сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. Сегодня с Днепровского бассейна пьют воду 2/3 населения Украины.
Так же стоит добавить, что данный Проект является «детищем» предыдущего правительства. Как тогда, так и сейчас он ни разу не выносился на общественное обсуждение. Его чиновники продвигают максимально за «закрытыми дверями»…
26 апреля 1986 произошла Чернобыльская катастрофа. Радиоактивное облако накрыло значительные территории Украины и Белоруссии. Но видимо есть те, кто быстро забыл об этом, не сделав соответствующих выводов... Сегодня нам нами нависла угроза повторения экологической трагедии, но еще в большем масштабе.
Более полный материал по Проекту «Восстановление магистрального водного пути Е-40» прилагается.
____________________________________________________________________
Сейчас в Министерстве инфраструктуры Украины пытаются начать практическое осуществление Международного проекта создания водного транспортного пути Е 40.
Е-40 - это судоходный маршрут длиной более 2000 километров. Он проходит по территории Польши, Белоруссии, Украины.
Проект «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр - Висла» предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Черного морей. Однако оптимизм от возможных экономических эффектов меркнет на фоне масштабных гидротехнических работ, которые необходимо провести для восстановления пути. Не говоря уже об экологических угрозах.
· СПРАВКА
Двести лет назад была создана водная магистраль, соединявшая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр.
Сейчас этот водный путь судоходный только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как (условно) функционирует, а вот на участке Брест - Варшава нет судоходства. Поэтому его предложили сделать способным пропускать суда большого водоизмещения и в большой количестве. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность и построить определенные инженерные сооружения.
Подсчитано, что восстановление E-40 позволит перевозить до четырех миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков, которых составляет почти 100 млн человек. Тем более что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцати тонных грузовиков.
Все было бы замечательно, если бы на пути этого маршрута не было бы "чернобыльской зоны" ...
К данному Проекту больше всего вопросов у экологов. Их обеспокоенность понятна. Чтобы гарантировать прохождение тяжелых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьезным изменениям.
Проект Е 40 Международный. В него входят три страны: Польша, Белоруссия и Украина. Евросоюз выделяет на осуществление данного проекта средства, и они не малые - 2 млрд. долларов. Но ... Из них на расчистку рек - Польше 1,5 млрд, Белоруссии - 400 млн., Украине примерно 35 млн. долларов
- Польша, вне всякого сомнения, останется в выигрыше, она не только расчистит свою реку и сделает ее берег укрепление, но и выиграет в экологическом плане, так как данные работы вдохнут вторую жизнь в заиленную, обмелевшую и заросшую реку - говорят в Национальной Экологической Раде Украины - Если у Польши одни плюсы от данного проекта, то у Белоруссии не все так однозначно ...
На белорусской стороне предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов, выпрямление русла Припяти. Изменение гидротехнического режима реки и уменьшение паводков значительно повлияет на местную флору и фауну. Белорусский участок этого предполагаемого водного пути проходит через территорию Припятского Полесья, где располагаются национальный парк "Припятский", десять заповедников республиканского и 13 заказников местного значения, 30 памятников природы. На этих заповедных землях проживает около 60 видов животных, 260 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий, 54 вида рыб. Около 70 видов включены в Красную книгу и охраняются в соответствии с международными обязательствами.
Многие экологи считают, что Водный путь Е-40 - это смерть для Полесья! Они задают вопрос: «Какой ценой обойдется Белоруссии выход к морю?», Ведь убытки от строительства плотин будут необратимыми, а исполнители проекта до сих пор не провели должной оценки экологических последствий.
Но без сомнения, правительство Белоруссии для достижения стратегической цели выхода к Балтийскому морю, будет выпрямлять, расчищать и углублять Припять ... Мы это можем поддерживать или осуждать, но это дело Белоруссии. Это их территория и им с этим жить. Нужно начинать думать в первую очередь о себе, что это даст нашей стране, и какие при этом могут возникнуть риски ...
- Стоит вспомнить, что акватория и прибрежная часть реки Припять серьезно пострадали от Чернобыльской катастрофы. И это касается и белорусской, и украинской стороны. За годы, прошедшие со времен катастрофы донные отложения закрыли радиоактивные илы. Но если начать на этих загрязненных территориях дноуглубительные работы, то все, что успокоилось и лежит на дне под 60-80 сантиметровым илом, превратится в одно мгновение в радиоактивный коктейль, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до второго Чернобыля - предупреждают специалисты национальной Экологической Раде Украины.
Возникает вопрос: «Разве об этой проблеме не знают наши соседи? И какой Европейский капитан поведет свое судно через чернобыльскую зону?» Ведь это до сих пор зона. И все машины, которые выезжают из нее, проверяют на радиоактивное загрязнение, а так же в обязательном порядке обмывают специализированными растворами ...
Наши братья белорусы прекрасно знают об угрозах и последствиях, к которым может привести работы на загрязненных акваториях реки Припять, но в то же время говорят: «Это не наш стронций загрязнил реку. Он прилетел из Украины. Так пусть и плывет туда же ... ». То есть мы с вами стоим на пороге экологической катастрофы! Решать последствия от которой нам.
- В данном проекте несколько составляющих - это экономическая, экологическая и чрезвычайно важная, связанная со здравоохранением. Если радиоактивные мулы будут потревожены, и они двинутся вниз по Днепру, то это может грозить потерей главной водной артерии страны, как источника питьевого водоснабжения, а так же нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей - говорит глава Национальной Экологической Рады Украины Александр Чистяков - В мире на данный момент нет очистных сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. Сегодня с Днепровского бассейна пьют воду 2/3 населения Украины. Если мы допустим радиоактивное загрязнение, тогда каждый из нас уже сегодня почувствует очень остро нехватку питьевой воды.
Что нужно делать
- На самом деле путей для выхода не так уж и много - считают в Национальной Экологической Раде Украины - Но, действовать нам надо быстро, так как хотим мы этого или нет, белорусы всё-таки приступят к расчистке Припяти. И тогда весь этот радиоактивный ил окажется у нас. Как нам быть? Что нужно сделать, чтобы если не избежать в полной мере, то хотя бы минимизировать катастрофу? Нужно немедленно обращаться в Институты Национальной Академии Наук Украины, чтобы ученые просчитали возможные последствия, и нашли пути выхода из сложившейся ситуации.
Но, и без фундаментальных исследовательских работ не вооруженным глазом видно несколько выходов. Первый: создать переливную дамбу на реке Припять на границе с Беларусью. То есть, поставить полутораметровую стену от дна. Но, она незначительно спасет от прохождения взбаламученной радиоактивной водной смеси. Второй: Если загрязненный ил все же пойдет из белорусской территории по Припяти, возможно, нужно воспользоваться опытом времен Чернобыльской катастрофы по созданию искусственных ловушек на дне Киевского водохранилища, рыть своеобразные котлованы, борозды, в которых и будет собираться этот загрязненный ил, в надежде, что его впоследствии затянут донные отложения. Это в какой-то степени поможет локализовать загрязнения, не дать ему возможность в полной мере распространиться по всей акватории Днепра. Это все необходимые, но малоэффективные, явно побочные шаги.
Третий выход - он самый действенный, но при этом и наиболее затратный - это вообще не трогать загрязненные участки акватории Припяти (и возможно Киевского водохранилища), а обойти их, построив рядом с рекой судоходный канал. Благо, что есть в строительстве подобных каналов богатый зарубежный опыт. Ведь, например, вся Голландия пересечена такими искусственно созданными судоходными каналами. Этот путь намного лучше, чем выпрямлять русло Припяти, при этом убивая реку.
Ну, конечно же, существует и самый худший вариант - ничего не делать и дать возможность загрязнить Днепр на веки вечные ... и почему-то, кажется, что именно его и выберут отечественные чиновники ...
Это не паника. Просто здравый смысл отечественных экологов требует принятия контрмер в ситуации, которая может перерасти в экологическую трагедию для нашей страны. Лучше предвидеть, чем потом наверстывать…
Последствия игнорирования проблемы могут быть катастрофическими. Если радиоактивные мулы пойдут вниз по Днепру, то мы навсегда потеряем нашу главную водную артерию, как источник питьевой воды. Поля орошаемые радиоактивной водой будут загрязнены, а вместе с ними и сельскохозяйственная продукция: зерновые, пастбища. Ветры будут переносить радиоактивную пыль с полей. Вся страна может превратиться в одну большую радиоактивную зону, закрытую для всего остального мира. Исчезнет идея превратить нашу страну в европейскую житницу, так как загрязненная пшеница, а так же «радиоактивное» подсолнечное масло никому в мире будет не нужно.
- Чтобы противостоять такой мрачной перспективе, необходимо выносить данный вопрос на глобальный уровень, подключая к его решению мировое сообщество - требуют экологи.
Без сомнения, если забыть об угрозе превратить всю акваторию и прибрежную береговую территорию Днепра в единый «чернобыль», то выгода от построения водного пути, соединяющего Черное и Балтийское море, несомненно, велика. Но, какой бы ни был доход от этого, хлеб с маслом не пойдет впрок, если рот будет закрыт противогазом.
Нашей стране в первую очередь нужно обратить внимание в этом проекте на акваторию реки Днепр от Киева до Херсона. Но, только после того, как обезопасить себя от попадания загрязненного ила в главную артерию страны - Днепр.
- Днепр экстренно нуждается в дноуглублении. Но, не так, как это происходит сегодня ... Земснаряды попали в руки непорядочного бизнеса, и разрывают реку на части. Они добывают песок для коммерческих целей, а не занимаются дноуглублением и расчисткой там, где это нужно самой реке - говорит Александр Чистяков - Давно необходимо создать Государственную Программу по восстановлению Днепра, в том числе и его судоходной части. Только комплексная программа поможет избежать гибели Днепра. Нужно понимать, что говорить только о судоходстве, забывая, что река это единый водный организм - это утопия. Выкопать «судоходную» канаву посреди Днепра - деньги выброшенные на ветер, так как природа тут же затянет эти ямы. Нужен комплексный подход к оздоровлению всей реки, включающий в себя расчистку и дноуглубление и не только судоходной части, а всей акватории.
Надо оздоровить нашу главную водную артерию, создать необходимую транспортную инфраструктуру, а только после этого с гордой и здоровой рекой думать о вступлении в международные проекты. А Днепром нужно заниматься немедленно!
Пресс служба Национальной Экологической Рады Украины
Теги: транспорт туристический маршрут Киев-Мозырь-Киев Переглядів: 1322