Газовый рынок в 2020 году испытывает сильнейший шок в истории из-за пандемиии и ослабленного спроса

Нафта і газ Ринки 16.06.2020    11:09 Газовый рынок в 2020 году испытывает сильнейший шок в истории из-за пандемии COVID-19 и ранее ослабленного спроса - в 2020 году потребление газа снизится на 4%, считает Международное энергетическое агентство (МЭА).

К началу июня все основные газовые рынки испытывают падение или замедление спроса. Европа пострадала сильнее всех - здесь спрос (в первые пять месяцев) снизился на 7% по сравнению с уровнем того же периода 2019 года.

Перепроизводство газа толкает спотовые цены к историческим минимумам, нефтегазовая отрасль сокращает затраты и откладывает инвестрешения, чтобы сгладить серьезное падение выручки. На долю электроэнергетики придется половина падения спроса на газ, оценили эксперты.

Несмотря на ожидаемое постепенное восстановление в 2021 году, кризис, вызванный COVID-19, окажет долгосрочное влияние на газовые рынки, поскольку основные среднесрочные драйверы роста спроса подвержены неопределенности, говорится в обзоре.

Спрос на газ, как ожидается, в 2021 году существенно восстановится благодаря низким ценам. Однако влияние текущего кризиса приведет к снижению годового спроса на 75 млрд кубометров к 2025 году, что равноценно приросту спроса в 2019 году.

Основной прирост после 2021 года придется на страны Азии во главе с Китаем и Индией, где газ выиграет благодаря сильной политической поддержке. Основной прирост предложения придет со стороны США, Ближнего Востока и России, для которых текущий ценовой коллапс и краткосрочная неопределенность представляют существенный понижательный риск. Сжиженный природный газ (СПГ), как ожидается, останется основным драйвером роста мировой торговли газом, но он также подвержен риску продолжающегося перепроизводства, поскольку строительство новых экспортных мощностей в рамках принятых ранее инвестрешений опережает более низкий, чем ожидалось, рост спроса.

ОХЛАЖДЕНИЕ

Согласно отчету, мировой спрос на газ в 2019 году вырос на 70 млрд куб. м, или на 1,8% - до 3,96 трлн кубометров. Крупнейший вклад в рост спроса, на 55 млрд куб. м, произошел благодаря переходу электрогенерации с угля на газ из-за низких спотовых цен, а также климатической политики в Китае.

Производство газа выросло в прошлом году на 3%, подсчитало МЭА, перевалив за 4 трлн кубометров впервые в истории. Свыше 70% прироста обеспечили США. Добыча в России увеличилась на 1,7% (свыше 12 млрд куб. м), в Азербайджане - на 28% (свыше 5 млрд куб.м). Китай нарастил производство на 10% (16 млрд куб. м).

Производство газа в Европе упало на 6% (или 15 млрд куб. м) из-за Норвегии и Нидерландов.

Рост производства превысил рост спроса в 2019 году, что привело к существенному увеличению запасов в Европе и США, а также в Японии и Корее, пишет МЭА.

Мировая торговля СПГ увеличилась на 12% в 2019 году, что привело к повышению предложения на рекордные 50 млрд кубометров, в основном благодаря США, России и Австралии (75% роста в целом). Экспорт СПГ из США вырос на целых 70% с запуском СПГ-мощностей на 30 млрд куб. м. Экспортировав свыше 45 млрд кубометров газа, США заняли третье место по поставкам СПГ после Катара и Австралии. Экспорт СПГ из России вырос на 50%, из Австралии - на 10%.

Азия остается основным потребителем СПГ - около 70%, однако на нее пришлось менее 15% прироста спроса в отличие от трех предыдущих лет, когда на нее приходилось 90% прироста. В 2019 году импорт СПГ со стороны Японии и Кореи снизился на 7% (10 млрд куб. м) из-за перезапуска ядерной энергетики, а рост импорта СПГ Китаем был вдвое меньше чем годом ранее (10 млрд куб. м по сравнению с 21 млрд куб. м роста в 2018г) вследствие более низкого экономического роста и замедления программ по переходу с угля на газ.

На Европу же пришлось свыше 80% роста поставок СПГ в 2019 году - импорт увеличился почти на 70% и достиг рекордных 115 млрд кубометров газа, что составило 20% всего европейского потребления газа.

КАТАСТРОФА

С начала 2020 года, отмечает МЭА, европейские газовые рынки испытывают "идеальный шторм". Мягкие температуры, высокий уровень ветровой генерации и карантинные меры привели к падению потребления газа на 7% за первые пять месяцев 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019 года. Потребление в США за первые пять месяцев года упало на 2,8% из-за мягких погодных условий и карантинных мер.

Несмотря на сниженную экономическую активность, влияние коронавируса на рост спроса осталось ограниченным для большинства азиатских импортеров газа в течение первого квартала 2020 года. Однако стабильный или растущий импорт в некоторых случаях компенсировал снижение внутреннего производства или увеличил запасы в хранилищах.

Потребление газа в Китае в первом квартале 2020 года увеличилось на 1,6%, при этом возобновление экономической деятельности после карантина в марте и апреле имело ограниченное влияние на использование газа, поскольку карантины в других частях мира существенно снизили спрос на экспортные товары Китая.

Предварительные данные нефтегазовой биржи КНР показывают, что в апреле спрос вырос на 3,8% по сравнению с апрелем 2019 года, в основном благодаря спросу со стороны коммунального сектора (на 15,8%), а в промышленном секторе снижение составило 6,7%. Первые оценки по маю показывают прирост спроса около 1%.

Крупнейший импортер СПГ в мире - Япония - в первые пять месяцев демонстрирует падение импорта на 5% из-за теплой погоды, снижения экономической активности и снижения доли использования газа в энергогенерации.

Корея увеличила импорт СПГ примерно на 14% за пять месяцев. Корейская Kogas попросила об отсрочке партий СПГ с поставкой во втором квартале, ссылаясь на высокий уровень запасов. Потребление газа в Индии выросло примерно на 10% в первом квартале, однако из-за введенного в конце марта карантина, потребление в апреле снизилось на 25%.

Импорт СПГ на другие азиатские рынки в целом вырос на 7% за пять месяцев 2020 года.

Мировой спрос на газ в 2020 году может упасть на 150 млрд кубометров или на 4%, в то время как предыдущий прогноз предполагал снижение на 5% и пересмотрен по итогам результатов первого квартала, пишет МЭА. По 40 млрд кубометров снижения спроса придется на Европу и США, в разрезе по секторам 75 млрд куб. м придется на энергогенерацию.

Со стороны предложения в первые месяцы 2020 года поступают противоречивые сигналы: добыча газа в США и поставки СПГ в мире все еще растут по сравнению с 2019 годом, в то время как российское производство и европейский импорт показывают некоторое снижение. Так, производство газа в США выросло на 5,3% с января по май несмотря на падение внутреннего потребления на 2,8% из-за более теплой, чем ожидалось, погоды и карантинов. В результате чистый трубопроводный импорт газа из Канады снизился на 11% за первые пять месяцев год к году, трубопроводный экспорт в Мексику увеличился на 6,6%, а экспорт СПГ почти удвоился.

Производство газа в России за первые пять месяцев снизилось на 9% (или 30 млрд куб. м) по сравнению с тем же периодом 2019 года, что стало следствием снижения трубопроводного экспорта в Европу и внутреннего потребления.

ТРУБА И СПГ

Торговля СПГ в первые пять месяцев остается на высоком уровне - на 8,5% выше, чем годом ранее. Европа продолжает играть роль балансирующего рынка, абсорбировав две трети роста предложения СПГ на мировом рынке с начала года на фоне вялого спроса в Азии. Так, с января по май, несмотря на стремительно падающий спрос на газ, Европа увеличила импорт СПГ на 20% - до 60 млрд куб. м благодаря наличию существенного количества регазификационных мощностей и гибким поставкам трубопроводного газа. США остались крупнейшим поставщиком СПГ в Европу, с долей в 25% импорта обойдя Катар и Россию.

При этом импорт трубопроводного газа от традиционных поставщиков снижается: поставки из России и Северной Африки снизились на 25% каждый, поток из Норвегии упал на 4% за первые пять месяцев. В целом поставки газа в Европу (трубопроводного и сжиженного) снизились на 9% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

В результате цены на газ в мире падают до рекордных уровней, которых не было более 10 лет в основных регионах-потребителях, констатирует МЭА. Так, цены в США на площадке Henry Hub в первом квартале 2020 года упали более чем на 33% в среднем до $1,9 за MMBtu, в мае цена упала до $1,75 за MMBtu. В Европе цена на хабе TTF упала более, чем вдвое - в среднем до $2,6 за MMBtu в течение первых пяти месяцев 2020 года, при этом с начала карантинов в марте цены упали до $1,5 за MMBtu, а к середине мая - до $1 за MMBtu. Спотовые цены на СПГ в Азии за пять месяцев также в среднем упали в два раза - до $3 за MMBtu.

"Сужение ценовых спредов между мировыми газовыми бенчмарками практически закрывает возможность для любого межрегионального арбитража и потенциально может привести к отрицательным нэтбэкам для определенных поставщиков. Ожидается, что в течение лета цены на газ будут оставаться низкими на фоне мрачных перспектив спроса, высокого уровня запасов и продолжающегося роста поставок СПГ с новых проектов. Кривая форвардных контрактов предполагает, что цены на TTF в течение всего лета могут торговаться с дисконтом к Henry Hub, отражая устойчивое перепроизводство", - пишет МЭА, полагая что цены могут начать восстановление с началом отопительного сезона.

Важно подчеркнуть, что цены в контрактах на СПГ, индексированные к цене нефти, не продемонстрировали большого падения в первом квартале года. Учитывая их преобладание в импортных портфелях азиатских покупателей СПГ, средняя импортная цена СПГ в Китае, Японии и Корее снизилась лишь на 15% год к году в первые четыре месяца 2020 года - до $8,8 за MMBtu.

Однако устойчивое снижение цен на нефть с начала марта будет иметь значительное влияние на цены в контрактах по импорту СПГ к третьему-четвертому кварталу, поскольку обычно цена нефть отражается в СПГ-контрактах с лагом в 3-6 месяцев. Текущая форвардная кривая предполагает, что цены СПГ с привязкой к нефти к четвертому кварталу могут упасть вдвое, до $4-5 за MMBtu.

Цены на нефть меньше влияют на европейский рынок, поскольку большинство поставок трубопроводного газа и СПГ привязаны к газовым хабам, подчеркивают эксперты.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РОСТ

После падения на 4% в 2020 году спрос на природный газ, как ожидается, в 2021 году будет постепенно восстанавливаться, возвращаясь к докризисному уровню на рынках развитых стран, в то время как развивающиеся рынки выиграют от восстановления экономики и снижения цен на природный газ.

Однако кризис 2020 года будет иметь последствия для потенциала роста в среднесрочной перспективе, в результате чего около 75 млрд куб. м роста ежегодного спроса будет потеряно в период 2019-2025 годы, что больше прироста спроса в 2019 году.

МЭА скорректировало свой предыдущий прогноз ежегодного роста потребления в период с 2019 по 2025 годы с 1,8% на 1,5%. Теперь прогнозируется, что в 2025 году мировое потребление газа составит 4,37 трлн кубометров вместо ранее предполагавшихся 4,45 трлн куб. м.

МЭА ждет роста потребления газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе - более половины прироста в ближайшие годы, главным образом, в Китае и Индии.

По оценке экспертов, Китай быстро вернется к траектории роста спроса и добавит более 130 млрд куб. м потребления в период с 2019 по 2025 годы. Это будет обеспечено в равной степени энергоемкой тяжелой промышленностью, особенно, химической, где доминирование угля в качестве сырья предлагает дальнейшие возможности по переходу на другое топливо.

Также в Китае развивается легкая промышленность, где газ уже может конкурировать по цене с жидким топливом и имеет значительные преимущества перед углем. Другим драйвером роста спроса станет продолжающаяся политика по переходу на газ небольших котельных, работающих на угле. Однако цель правительства по получению 10 млрд куб. м биометана к 2025 году может создать некоторые препятствия для распространения природного газа в сельской местности.

МЭА отмечает относительно сильный рост спроса на 20 млрд куб. м газа в год в транспортном секторе Поднебесной благодаря увеличению количества грузовиков, работающих на СПГ. Этот тренд поддерживается запретом использования дизельного топлива во многих частях Китая. Однако агентство отмечает, что устойчивые низкие цены на нефть могут привести к снижению темпов роста в этом сегменте относительно его прогноза.

Спрос на компримированный природный газ (КПГ) растет медленнее, поскольку правительство ставит приоритет использования электрических двигателей в легковых автомобилях, в то время как использование СПГ на внутренних морских перевозках ограничено в рассматриваемом периоде из-за медленного строительства бункеровочной инфраструктуры.

Прогноз по использованию газа в электроэнергетике более сложный, и спрос на 20 млрд куб. м газа в год в данном секторе главным образом стимулируется политикой перехода на газовую генерацию, что, как ожидает агентство, продолжится после 2020 года. Однако коэффициент использования на новых объектах существенно не вырастет, поскольку согласно последним рекомендациями Совета по электричеству Китая, новым газовым объектам предлагается отдать роль сглаживания пиковых нагрузок. Возможности для переключения экономики с угля на газ остаются ограниченными в среднесрочной перспективе, и в ходе реализации первого этапа торговли выбросами в Китае МЭА не ожидает цен, достаточных для склонения генерации в пользу газа.

"Хотя перспективы для природного газа остаются сильными, но прогноз существенно зависит от направления будущей политики Китая", - подчеркивает МЭА, отмечая неопределенность относительно возможного стимулирования экономики низкими ценами на топливо и налоговыми послаблениями или ослаблением ограничений на использование угля, а также политики по переключения с угля на газ.

После временного замедления в 2020 году Индия может стать одним из основных драйверов повышения спроса с перспективой роста на 28 млрд куб. м в период 2019-2025 годов благодаря поддерживающей государственной политике и развитию инфраструктуры по импорту газа. Однако прогноз в значительной степени зависит от своевременного строительства запланированных инфраструктурных проектов, дальнейших реформ на рынке газа и доступности импорта газа для индийских потребителей, чувствительных к цене.

Развитие собственного производства газа, который в прошлом году удовлетворил половину внутреннего спроса в стране, где цены исторически ниже стоимости импортного СПГ, также имеют влияние на траекторию спроса в некоторых секторах, отмечает МЭА. Так, энергогенерация сейчас получает основную долю газа от внутренних производителей, затем идут производители удобрений, в то время как, например, нефтехимия меньше зависит от внутренних поставок.

Что касается других азиатских рынков, там спрос на газ в рассматриваемый период может вырасти на 35 млрд кубометров газа, однако если не будет построена инфраструктура по импорту газа, потребление может увеличиться лишь на 17 млрд куб. м.

Европейский спрос на газ, прогнозирует МЭА, останется стабильным в рассматриваемый период. В секторе энергетики постепенный вывод из эксплуатации 50 ГВт ядерной и угольной генерации создаст дополнительное пространство для газовой генерации. Однако рост ограничен быстрым использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергетике - на 30% в среднесрочной перспективе. Таким образом, спрос на газ в Европе восстановится до докризисного уровня, а потенциал дальнейшего роста остается ограниченным.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение газа, считает МЭА, в предстоящий период будут наращивать все регионы, кроме Европы, Латинской Америки и Австралии. Добыча газа в Северной Америке будет расти на 1,5% в год до 2025 года, в Канаде - на 3% в год, добыча в Мексике продолжит снижаться.

Ожидается, что добыча газа в Евразии будет расти со скоростью 1,8% в год - прогнозируется, что в 2025 году производство достигнет почти 1030 млрд куб. м, ориентируясь на экспортные проекты. Только на Россию приходится более 70% роста региона, поскольку растут ее трубопроводные поставки в Китай и экспорт СПГ.

Добыча азербайджанского газа вырастет более чем на 30% - трубопроводные системы TANAP и TAP наращивают поставки в Европу с месторождения Шах-Дениз. Производство в Центральной Азии растет на 2% в год - добыча в Туркменистане и Казахстане замещает снижение в Узбекистане.

Ожидается, что к 2025 году добыча на Ближнем Востоке (в основном за счет Саудовской Аравии, Ирака, Израиля, Катара и Ирана) достигнет почти 790 млрд куб - ежегодное увеличение составит в среднем 2,4% в течение следующие пять лет. Это делает регион вторым по величине источником поставок природного газа рост после Северной Америки.

Добыча газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе увеличится с 637 млрд куб. м в 2019 году до 676 млрд куб. м в 2025 году. В то же время в традиционных страна-производителях газа (включая Индонезию, Малайзию, Мьянму и Таиланд) добыча постепенно снижается, Китай добавит к 2025 году 54 млрд. куб. м газа нового производства, отчасти благодаря постоянной политической поддержке отечественного производства.

Поставки из Австралии стабилизируются на уровне выше 150 млрд куб. м газа в год, поскольку новые месторождения компенсируют падение на старых.

Африка является регионом самого быстрорастущего производства - в среднем на 5,6% в год, обеспечивая около 295 млрд. кубометров в 2025 году. Основная часть этого роста происходит из-за развития экспорта СПГ в Мозамбике и Нигерии, совместного освоения шельфа в Мавритании и Сенегале, а также из активов Северной Африки.

Ожидается, что добыча газа в Европе снизится на 40% (за пределами Норвегии) в следующие пять лет, в основном из-за Нидерландов и Великобритании, на которых приходится 80% снижения: месторождение Гронинген закрывается из-за сейсмической опасности, а Великобритания теряет добычу на шельфе. Добыча в Норвегии останется стабильной - около 120 млрд куб. м в год. В результате, полагает МЭА, потребность Европы в импорте газа в ближайшие пять лет вырастет более, чем на 10% или на 45 млрд куб. м газа в год.

Производство газа в Центральной и Южной Америке будет снижаться на 2,1% в год, считают в МЭА - до 160 млрд куб. м в 2025 году.

Мировая торговля СПГ, по оценке МЭА, продолжит рост и к 2025 году достигнет 585 млрд кубометров газа, что на 21% выше показателя 2019 года. Однако торговля будет расти меньшими темпами, чем прирост мощностей по сжижению. Китай в 2023 году станет крупнейшим импортером СПГ (115 млрд куб. м газа в год), а США в 2025 году выйдут на первое место по экспорту с результатом около 130 млрд куб. м газа в год, считают эксперты МЭА.

Теги:   Газ спрос COVID-19 шок Переглядів:   776

Читайте також:

22.11

Ціни на нафту стабілізувалися після 2%, Brent - $74,3 за барель

22.11

Азербайджан скоротив експорт газу на 7%

21.11

Норвегія збільшила видобуток природного газу на 3,6%