Экологи говорят об опасности дноуглубления реки Припять

Ринки 24.06.2020    11:22

Слушая речи и глядя на действия наших чиновников-самородков удивление, смех, гнев уступают место единственному вопросу: «Откуда пришли эти инопланетяне? В каком мире жили до этого? И в каком мире собираются жить после своей должности?» Потому что создается упорное впечатления, что все их поступки идут в разрез с интересами нашей страны. И это касается абсолютно всех сфер и направлений, к которым прикасаются их руки…

Когда услышал данную новость, хотел написать тысячи осуждающих строк, а когда сел и передо мной оказался пустой чистый лист, от переизбытка чувств и массово скачущих в дикой пляске слов, начался ступор… Со стороны это, наверное выглядело как выброшенная на берег рыба, жадно глотает воздух.

Отбросив, по возможности, в сторону эмоции, попробую кратко сформулировать свои мысли по поводу произошедшего.

Вначале пару слов необходимо сказать, а что такое этот водный путь Е40:

Двести лет назад была создана водная магистраль, соединявшая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр.

 

Сейчас этот водный путь судоходный только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как (условно) функционирует, а вот на участке Брест - Варшава нет судоходства. Поэтому его предложили сделать способным пропускать суда большого водоизмещения и в большом количестве. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность и построить определенные инженерные сооружения.

Подсчитано, что восстановление E-40 позволит перевозить до четырех миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков, которых составляет почти 100 млн человек. Тем более что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцати тонных грузовиков.

Все было бы замечательно, если бы на пути этого маршрута не было бы "чернобыльской зоны" ...

 

К данному Проекту больше всего вопросов у экологов. Их обеспокоенность понятна. Чтобы гарантировать прохождение тяжелых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьезным изменениям.

Обсуждение возможности постройки водного пути Е40 начались еще в прошлом правительстве Гройсмана. Крайне удивляет их подковерность. Этот вопрос ни разу не выносился на общественное обсуждение, да и в СМИ он фактически не поднимался. Бросается в глаза максимальная закрытость при попытках его реализации.

Сначала складывалось впечатление, что постройку водного пути через Чернобыльскую зону подняли, в угоду европейским партнерам, и надежде постараться «отщипнуть» от выделенного огромного европейского транша на решение данной проблемы, а когда не получилось, и средства прошли мимо Украины, чиновники охладели к этой водной магистрали, и положили ее под сукно. Но, не тут-то было! Оказывается телодвижения по решению этого смертельно опасного для нашей страны вопроса решали все это время, но тихо, не привлекая к нему внимание.


Сначала всплыл некий международный меморандум подписанный тремя странами участницами этого проекта: Польшей, Беларусью и Украиной, на уровне министров транспорта, где они высказывают готовность в содействии созданию данного водного маршрута.

После бывший министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что в Министерстве готовятся к запуску туристического маршрута водным транспортом Киев-Мозырь-Киев. Первое судно собираются запустить уже в конце апреля этого года.

А сегодня на пресс конференции заместителя министра Министерства инфраструктуры Украины  Дмитрия Абрамовича выясняется, что между украинским и белорусским президентами существует некая договоренность по этому поводу.

Понятно, что бацька, чтобы добиться для своей страны выхода к морю, готов пойти на любые жертвы, в том числе и экологические, переступив через заповедное Полесье. Но, как мог Зеленский, зная о смертельной угрозе, нависшей над всей страной в случае осуществления дноуглубительных работ на Припяти, пойти на это… не понятно.

 

Впрочем, экологи не удивляются этому решению, ведь ему предшествовало другое решение президента, после выхода фильма «Чернобыль, открыть Чернобыльскую зону для туризма. Чернобыльскую трагедию превратили в развлекательное шоу… То есть неуемное желание пиариться на всем может сыграть очень опасную шутку со страной.  Ведь зараженная территория, принявшая на себя основной удар при взрыве 4 энергоблока никуда не делась, и радиация там будет сохраняться еще минимум тысячу лет…


Чернобыльская катастрофа страшна тем, что не было полноценного взрыва, уничтожающего все, а был выброс гигантской массы радиационного материала, от которого пострадала зона, река Припять и Киевское водохранилище.

Если сейчас фон несколько ослаб, это вовсе не значит, что там стало безопасно. Просто со временем, травяной покров, а на Припяти донные отложения закрыли собой тяжелые металлы, но они никуда не делись. И если сейчас начать работы по дноуглублению русла реки Припять, весь этот радиоактивный коктейль пойдет вниз по течению в Киевское водохранилище, а с него дальше по каскаду Днепровских водохранилищ, вплоть до Черного моря.  

Вопрос: «Неужели не понимают этих элементарных вещей отечественные чиновники?» Или понимание того, что они пришли на небольшой срок в правительство, а так же желание не перечить с мнением президента, полностью закрывает им глаза на тот ужас, к которому это может привести? В не зависимости от того какие мотивы у них для принятия положительного решения в осуществлении водного маршрута по Припяти, это является преступлением. Из сравнительно маленькой загрязненной территории они могут превратить всю страну в один большой Чернобыль, при этом загрязнив не только Днепр, но и Черное море. Если на экологическую ситуацию внутри Украины, по сути, европейцам наплевать, то загрязнение Черного моря приведет к громадному международному скандалу. Но разве эти чиновники-неучи-однодневки это понимают?

– В данном проекте несколько составляющих - это экономическая, экологическая и чрезвычайно важная, связанная со здравоохранением. Если радиоактивные мулы будут потревожены, и они двинутся вниз по Днепру, то это может грозить потерей главной водной артерии страны, как источника питьевого водоснабжения, а так же нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей. Поливом есть угроза радиоактивно загрязнить грунты. Ветры могут перенести это загрязнение на многие километры. Из локального Чернобыля мы можем необдуманными, не взвешенными, популистскими решениями превратить всю страну в «чернобыль»… - говорят экологи - В мире на данный момент нет очистных сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. Сегодня с Днепровского бассейна пьют воду 2/3 населения Украины.

 

Проект Е 40 Международный. В него входят три страны: Польша, Белоруссия и Украина. Евросоюз выделяет на осуществление данного проекта средства, и они не малые - 2 млрд. долларов. Но ... Из них на расчистку рек - Польше 1,5 млрд, Белоруссии - 400 млн., Украине примерно 35 млн. долларов


- Польша, вне всякого сомнения, останется в выигрыше, она не только расчистит свою реку и сделает ее берегоукрепление, но и выиграет в экологическом плане, так как данные работы вдохнут вторую жизнь в заиленную, обмелевшую и заросшую реку - говорят в Национальной Экологической Раде Украины - Если у Польши одни плюсы от данного проекта, то у Белоруссии не все так однозначно ...

На белорусской стороне предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов, выпрямление русла Припяти. Изменение гидротехнического режима реки и уменьшение паводков значительно повлияет на местную флору и фауну. Белорусский участок этого предполагаемого водного пути проходит через территорию Припятского Полесья, где располагаются национальный парк "Припятский", десять заповедников республиканского и 13 заказников местного значения, 30 памятников природы. На этих заповедных землях проживает около 60 видов животных, 260 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий, 54 вида рыб. Около 70 видов включены в Красную книгу и охраняются в соответствии с международными обязательствами.

Многие экологи считают, что Водный путь Е-40 - это смерть для Полесья! Они задают вопрос: «Какой ценой обойдется Белоруссии выход к морю?», Ведь убытки от строительства плотин будут необратимыми, а исполнители проекта до сих пор не провели должной оценки экологических последствий.

Но без сомнения, правительство Белоруссии для достижения стратегической цели выхода к Балтийскому морю, будет выпрямлять, расчищать и углублять Припять ... Мы это можем поддерживать или осуждать, но это дело Белоруссии. Это их территория и им с этим жить. Нужно начинать думать в первую очередь о себе, что это даст нашей стране, и какие при этом могут возникнуть риски ...

- Стоит вспомнить, что акватория и прибрежная часть реки Припять серьезно пострадали от Чернобыльской катастрофы. И это касается и белорусской, и украинской стороны. За годы, прошедшие со времен катастрофы донные отложения закрыли радиоактивные илы. Но если начать на этих загрязненных территориях дноуглубительные работы, то все, что успокоилось и лежит на дне под 60-80 сантиметровым илом, превратится в одно мгновение в радиоактивный коктейль, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до второго Чернобыля - предупреждают специалисты национальной Экологической Раде Украины.

Возникает вопрос: «Разве об этой проблеме не знают наши соседи? И какой Европейский капитан поведет свое судно через чернобыльскую зону?» Ведь это до сих пор зона. И все машины, которые выезжают из нее, проверяют на радиоактивное загрязнение, а так же в обязательном порядке обмывают специализированными растворами ...

Наши братья белорусы прекрасно знают об угрозах и последствиях, к которым может привести работы на загрязненных акваториях реки Припять, но в то же время говорят: «Это не наш стронций загрязнил реку. Он прилетел из Украины. Так пусть и плывет туда же ... ». То есть мы с вами стоим на пороге экологической катастрофы! И решать ее последствия нам.

Что нужно делать

- На самом деле путей для выхода не так уж и много - считают в Национальной Экологической Раде Украины - Но, действовать нам надо быстро. Нужно немедленно обращаться в Институты Национальной Академии Наук Украины, чтобы ученые просчитали возможные последствия, и нашли пути выхода из сложившейся ситуации.

Но, и без фундаментальных исследовательских работ не вооруженным глазом видно несколько выходов. Первый: Нужно воспользоваться опытом времен Чернобыльской катастрофы по созданию искусственных ловушек на дне Киевского водохранилища, рыть своеобразные котлованы, борозды, в которых и будет собираться этот загрязненный ил, в надежде, что его впоследствии затянут донные отложения. Это в какой-то степени поможет локализовать загрязнения, не дать ему возможность в полной мере распространиться по всей акватории Днепра. Это все необходимые, но на само деле малоэффективные шаги.

Еще один выход – и он кажется самым действенным, но при этом он и наиболее затратный - это вообще не трогать загрязненные участки акватории Припяти (и возможно Киевского водохранилища), а обойти их, построив рядом с рекой судоходный канал. Благо, что есть в строительстве подобных каналов богатый зарубежный опыт. Ведь, например, вся Голландия пересечена такими искусственно созданными судоходными каналами. Этот путь намного лучше, чем выпрямлять русло Припяти, при этом убивая реку.

Ну, конечно же, существует и самый худший вариант - ничего не делать и дать возможность загрязнить Днепр на веки вечные ... и почему-то, кажется, что именно его и выберут отечественные чиновники ...

Это не паника. Просто здравый смысл отечественных экологов требует принятия контрмер в ситуации, которая может перерасти в экологическую трагедию для нашей страны. Лучше предвидеть, чем потом наверстывать…

Последствия игнорирования проблемы могут быть катастрофическими. Если радиоактивные мулы пойдут вниз по Днепру, то мы навсегда потеряем нашу главную водную артерию, как источник питьевой воды. Поля орошаемые радиоактивной водой будут загрязнены, а вместе с ними и сельскохозяйственная продукция: зерновые, пастбища. Ветры будут переносить радиоактивную пыль с полей. Вся страна может превратиться в одну большую радиоактивную зону, закрытую для всего остального мира. Исчезнет идея превратить нашу страну в европейскую житницу, так как загрязненная пшеница, а так же «радиоактивное» подсолнечное масло никому в мире будет не нужно.

- Чтобы противостоять такой мрачной перспективе, необходимо выносить данный вопрос на глобальный уровень, подключая к его решению мировое сообщество - требуют экологи.

Без сомнения, если забыть об угрозе превратить всю акваторию и прибрежную береговую территорию Днепра в единый «чернобыль», то выгода от построения водного пути, соединяющего Черное и Балтийское море, несомненно, велика. Но, какой бы ни был доход от этого, хлеб с маслом не пойдет впрок, если рот будет закрыт противогазом.

Нашей стране в первую очередь нужно обратить внимание в этом проекте на акваторию реки Днепр от Киева до Херсона. Но, только после того, как обезопасить себя от попадания загрязненного ила в главную артерию страны - Днепр.

- Днепр экстренно нуждается в дноуглублении. Но, не так, как это происходит сегодня ... Земснаряды попали в руки непорядочного бизнеса, и разрывают реку на части. Они добывают песок для коммерческих целей, а не занимаются дноуглублением и расчисткой там, где это нужно самой реке - говорят в Национальном экологическом совете Украины - Давно необходимо создать Государственную Программу по восстановлению Днепра, в том числе и его судоходной части. Только комплексная программа поможет избежать гибели Днепра. Нужно понимать, что говорить только о судоходстве, забывая, что река это единый водный организм - это утопия. Выкопать «судоходную» канаву посреди Днепра - деньги, выброшенные на ветер, так как природа тут же затянет эти ямы. Нужен комплексный подход к оздоровлению всей реки, включающий в себя расчистку и дноуглубление и не только судоходной части, а всей акватории.

Надо оздоровить нашу главную водную артерию, создать необходимую транспортную инфраструктуру, а только после этого с гордой и здоровой рекой думать о вступлении в международные проекты. А Днепром нужно заниматься немедленно!

Теги:   опасность Припять дноуглубление Чистяков Эколог Переглядів:   1242

Читайте також:

22.12

27 грудня розпочнеться будівництво залізниці Китай-Киргизія-Узбекистан

22.12

Усик переміг Ф'юрі в матчі-реванші за звання чемпіона світу в суперважкій вазі

22.12

МЗС України спростило отримання консульських послуг за кордоном