Коксохимические заводы Украины продолжают сокращают импорт коксующихся углей
Ринки Енергетика 25.06.2020 08:54 Коксохимические заводы (КХЗ) Украины в январе-мае текущего года импортировали 3,83 млн тонн рядовых коксующихся углей и угольного концентрата для коксования, что на 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.Согласно информационной справке объединения "Укрметаллургпром", поступление углей украинской добычи за пять месяцев составило 1,53 млн тонн, что на 43% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
В целом за январь-май украинские КХЗ получили 5,36 млн тонн углей для коксования, что на 12% ниже, чем в январе-мае-2019. При этом доля импортных углей в общем объеме поставок составила 71,4% против 85% в январе-мае прошлого года.
На украинские метпредприятия поставлено 3,47 млн тонн кокса (82% к январю-маю-2019 года), из которых украинского происхождения 3,34 млн тонн (90%), импортируемого – 130 тыс. тонн (27%). Доля импортного кокса в общем объеме поставок составила 3,7% против 7,5% в январе-мае-2019.
Помимо этого за пять месяцев заготовлено 1,113 млн тонн металлолома (79% к январю-маю 2019 года), из которых 1,096 млн тонн (80%) поставлено украинским потребителям в качестве привозного. Экспорт металлолома составил 17 тыс. тонн (45%).
При этом отмечается, что обеспечение метпредприятий украинским железорудным сырьем за пять месяцев осуществлялось в соответствии с потребностями металлургического производства. По импорту ЖРС не завозилось. Экспорт ЖРС за 5 месяцев составил 18,88 млн тонн (109%)
По уточненным данным "Укрметаллургпрома", в мае произведено агломерата – 2,70млн трнн (103,3% к маю 2019 года), кокса валового (6% влажн.) – 0,81 млн тонн (87,8%), чугуна – 1,67 млн тонн (99,8%), стали – 1,64 млн тонн (89,7%), проката – 1,46 млн тонн (83,7%).
По состоянию на 16 июня из основных действующих производственных мощностей в эксплуатации находятся: 18 из 21 доменных печей, 3 из 8 мартеновских печей, 14 из 16 конвертеров, 5 из 15 электропечей и 15 из 16 машин непрерывного литья заготовки.
Отмечается, что результаты работы ГМК Украины за пять месяцев 2020 года свидетельствуют о продолжающемся кризисе в украинской металлургической отрасли, что связано с общей ситуацией, сложившейся на мировом рынке стали, начиная со второго полугодия 2019 года, усугубленной пандемией коронавируса COVID-19.
Основными причинами снижения производства основных видов металлургической продукции, наряду с экономическим кризисом и глобальным карантином, по-прежнему остаются государственный протекционизм в традиционных для украинской металлургии странах экспорта, наличие избыточных мировых сталеплавильных мощностей производительностью порядка 440 млн тонн в год, снижение цен и сокращение спроса на металлопродукцию.
"Негативные тенденции в отрасли только усиливаются, этому способствует не только усугубление ситуации на внешних рынках, но и внутри страны. Отрицательное влияние на отрасль оказывает как тарифная политика со стороны инфраструктурных монополий, так и фискальная политика государства. Так, высокие тарифы и неэффективность национальных государственных монополистов, нелогичные торговые ограничения на импорт сырья и материалов для ГМК, увеличение рентной нагрузки могут привести к катастрофе в важной для национальной экономики отрасли, обеспечивающей порядка 26% валютных поступлений, 12% ВВП, более чем 30 млрд грн отчислений в бюджеты всех уровней (по итогам 2019 года) и более 600 тыс. рабочих мест (с учетом смежных отраслей)", - констатируется в сообщении "Укрметаллургпрома".
В таких условиях, для сохранения ведущей для экономики Украины металлургической отрасли, в объединении считают критически важным для украинской власти предпринять следующие меры: снизить тарифы на услуги государственных монополий. Высокий уровень тарифов на железнодорожные перевозки отрицательно влияет на конкурентоспособность национальных производителей и наносит ущерб экономике страны. Снижение тарифа на грузоперевозки УЗ минимум на 7%, позволит сохранить отечественную промышленность. В целом, потенциал снижения тарифов для украинского железнодорожного монополиста составляет порядка 20%. Тарифы на грузоперевозки в Украине намного выше, чем в России и Казахстане, и позволяют монополисту работать с операционной рентабельностью 27%. УЗ за счет прибыли от грузовых перевозок покрывает убытки от пассажирских перевозок (-12.8 млрд грн в 2019 году), а также платит налог на землю в размере 4 млрд грн в год (главным образом, под ж/д путями, чего нет практически ни в одной стране мира). Снизить портовые сборы на 20%. Услуги украинских портов в разы выше в цене, чем у зарубежных конкурентов, а доходы ГП "Администрация морских портов Украины" не направляются на модернизацию и развитие инфраструктуры.
Внести изменения в Налоговый кодекс с целью отсрочки на 1 год увеличения ставки ренты на добычу железной руды. Ставка была повышена в 2020 году с 8% до 11-12% скандальным законом №466-IX, и обернется для отрасли потерей миллиардов гривень в год. Закон приведет к росту себестоимости железорудного сырья и снижению конкурентоспособности металлопродукции на внешних рынках, что в условиях глобального спада производства недопустимо.
Не допустить установления дополнительной пошлины на дизельное топливо и другого сырья для украинской промышленности. Ограничения на импорт дизельного топлива ударят по всем потребителям, в том числе по горнякам, аграриям, украинской железной дороге. Фактически все потребители заплатят в первый год действия пошлины дополнительно 11 млрд грн с дальнейшим ростом до 33 млрд грн дополнительных затрат в год.
Отменить необоснованные ограничения по импорту серной кислоты.
"ГМК Украины необходима грамотная госпромполитика по обеспечению стабильного и благоприятного тарифного и налогового поля, предоставлении качественного сервиса со стороны государственных транспортных компаний, созданию условий для расширения инвестиций в реальный сектор и связанного с этим процессом роста металлопотребления, а также защите интересов украинских производителей на внешних и внутреннем рынках. Иначе, ситуация может обернуться катастрофой для экономической стабильности и национальной безопасности Украины — в частности, это выразится в потере международных рынков сбыта, сокращении рабочих мест и уменьшении поступлений в бюджеты всех уровней", - резюмируется в сообщении.
Как сообщалось, КХЗ Украины в 2019 году импортировали 10,43 млн тонн рядовых коксующихся углей и угольного концентрата для коксования, что на 12% меньше, чем в 2018 году. При этом поступление углей украинской добычи в прошлом году составило 3,5 млн тонн, что на 30% больше к предыдущему году.
В целом за 2019 год украинские КХЗ получили 13,92 млн тонн углей для коксования, что на 4% ниже, чем в 2018 году. При этом доля импортных углей в общем объеме поставок составила 74,9% против 82% в 2018 году.
За прошлый год на украинские метпредприятия поставлено 8,82 млн тонн кокса (93% к 2018 году), из которых украинского происхождения – 8,43 млн тонн (91%), импортного – 390 тыс. тонн (123%). Доля импортного кокса в общем объеме поставок составила 4,4% против 3,3% в предыдущем году.
В 2019 году из заготовленных 3,052 млн тонн металлолома (83% к 2018 году) украинским потребителям в качестве привозного поставлено 3,011 млн тонн (90%), экспортировано 41 тыс. тонн (13%).
В 2019 году на отечественные предприятия поступило порядка 27 млн тонн ЖРС (99% к 2018 году), также было экспортировано 40,22 млн тонн ЖРС (109%).
В 2019 году горнорудными и металлургическими предприятиями Украины произведено железорудного концентрата – 63,08 млн тонн (104,6% к 2018 году), агломерата – 30,91 млн тонн (97,6%), окатышей – 20,76 млн тонн (97,2%), кокса валового (6% вл.) – 10,06 млн тонн (92,9%), чугуна – 20,06 млн тонн (97,6%), стали – 20,85 млн тонн (98,8%), проката – 18,20 млн тонн (99,1%), трубной продукции – 1,005 млн тонн (91,2%).
Теги: уголь импорт кокс КХЗ концентрат Переглядів: 412