Беларусь заинтересована в строительстве морского терминала в России за счет сэкономленных средств кредита на БелАЭС

Ринки Транспорт 29.09.2020    11:31

Президент Беларуси Александр Лукашенко предложил губернатору Ленинградской области России Александру Дрозденко построить совместный морской порт, передает госагентство БелТА.

"По словам главы государства, он обсуждал этот вопрос с российским президентом Владимиром Путиным. Александр Лукашенко отметил, что на эти цели могут быть выделены средства, сэкономленные на строительстве Белорусской АЭС", - говорится в сообщении госагентства.

"Очень много мы сейчас говорим и работаем уже над изменением логистики по поставке наших товаров. Нам надо договориться во что бы то ни стало. А вопрос один - это железнодорожные тарифы и перевалка в портах", - сказал Лукашенко.

Как сообщалось, в конце августа Лукашенко заявил, что в качестве ответных мер на санкции балтийских стран Беларусь перестанет пользоваться их портами для перевалки своих экспортных грузов (в основном, калийные удобрения и нефтепродукты). Основной объем транспортируемых морским путем белорусских грузов переваливается в Клайпедском порту Литвы. Лукашенко рассчитывает договориться с РФ о тарифах на перевалку белорусских грузов в связи с планируемыми ответными санкциями в отношении стран Балтии.

3 сентября министр энергетики РФ Александр Новак после переговоров в Минске сообщил, что обсуждается возможность переброски нефтепотоков из Литвы в российские порты, в частности, в Усть-Лугу. "У нас есть возможности обеспечить реализацию этих нефтепродуктов через Санкт-Петербург, через Усть-Лугу, то есть через российские порты", - сказал тогда он.

Беларусь экспортирует 10-11 млн тонн нефтепродуктов в год, в том числе около 6 млн тонн - через порты Прибалтики на мировые рынки, остальные 3-3,5 млн тонн - на Украину. Кроме того, через порт Клайпеды ежегодно переваливается около 10 млн тонн белорусских калийных удобрений.

При этом стоимость перевалки нефтепродуктов в Усть-Луге более чем в 2 раза выше по сравнению с Клайпедой, отмечали эксперты. По данным руководителя "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова перевалка светлых нефтепродуктов в Усть-Луге стоит 1,15 тыс. рублей за тонну, в Клайпеде - 5,7 евро за тонну. Таким образом, по его данным, на перевалке Беларусь будет терять 600 рублей за тонну.

По данным министерства транспорта Литвы, в 2019 году через Клайпедский порт было перевалено 15,5 млн тонн белорусских грузов. Кроме того, "Беларуськалию" принадлежит 30% грузового терминала Biriu Kroviniu Terminals в Клайпеде.

По данным экспертов, Беларусь также пользуется услугами Калининградского порта, но через него переваливается только около 2% транзитных товаров из Беларуси.

Межправительственное соглашение о предоставлении Минску кредита для строительства атомной электростанции, предусматривающее выделение до $10 млрд, было подписано 25 ноября 2011 года. Средства предоставлены для финансирования 90% стоимости работ по генконтракту на строительство АЭС. 10% оплачивает белорусская сторона. В 2019 году Лукашенко заявлял, что стоимость строительства БелАЭС составит около $7 млрд.

В июле 2020 года срок госкредита РФ для строительства Белорусской АЭС продлен на два года, ставка снижена до 3,3% годовых, сообщало министерство финансов Беларуси. Беларусь ведет строительство АЭС рядом с городом Островец в Гродненской области по российскому проекту "ВВЭР-1200".

Теги:   Россия морской порт Лукашенко Переглядів:   742

Читайте також:

15.11

ЄБРР оголосив тендер на купівлю 880 електричних скутерів для кур'єрської служби "Укрпошти"

15.11

MUFG збільшив чистий прибуток на третину

15.11

Новий індустріальний парк з інвестиціями в будівництво 1 млрд грн буде створено у Вінниці