Рынок складской логистики в Украине меньше всего ощутил негативные последствия коронакризиса – эксперт
Ринки Думки 27.12.2020 15:26Рынок складской логистики в Украине меньше всего ощутил негативные последствия коронакризиса, к концу 2020 года в ожидании очередного локдауна спрос на складские площади ощутимо увеличился, что приведет к росту арендных ставок уже в начале 2021 года, считает совладелец группы логистических компаний Zammler Виктор Шевченко.
"Складской бизнес меньше всего пострадал от кризиса, вызванного пандемией. В начале года мы зафиксировали небольшое падение, но потом ситуация нормализовалась. Сейчас спрос на складские площади ощутимо увеличился. Это связано с тем, что многие компании ранее реализовывали только ввозимый товар, грубо говоря, "с колес", сейчас же бизнес начал формировать товарные запасы заранее. Сейчас в конце года, в ожидании очередного локдауна, склады заполнены. При этом новых площадей на рынке не появилось", - рассказал он в комментарии агентству "Интерфакс-Украина".
Сейчас, в частности, наблюдается повышение спроса на складские помещения класса "В" и "С" в связи с более низкой арендной стоимостью по сравнению с комплексами класса "А".
По словам Шевченко, бизнес занял выжидательную позицию: из-за нестабильной ситуации в стране и мире, многие компании отменили тендеры, которые обычно проводятся в августе и сентябре, и перенесли их на начало 2021 года.
"Думаю, в 2021 году сохранится тенденция увеличения спроса на склады класса "В" и "С". Компании, которые пострадают больше всего из-за пандемии, будут пытаться таким образом сэкономить. Также мы ожидаем рост стоимости аренды складских площадей в 2021 году. По нашим оценкам, ставки могут повыситься уже в первом квартале 2021-го и вырасти на 5-7%", - отметил Шевченко.
Вместе с тем, он констатировал, что некоторые бизнесы планируют сокращение объемов хранения товаров. Как следствие, может увеличиться вакантность складских площадей, начиная со второго полугодия, но не более чем на 1-2%. Соответственно, во втором полугодии может начать снижаться цена.
"Глобально в складской логистике ничего не изменилось. Заполняемость складов – 99% как в Киеве, так и по регионам. Девелоперская активность на том же уровне. Новых площадей не появилось, как и глобальных игроков на рынке. Потенциально активность может измениться, если арендные ставки вырастут, то есть цена за квадратный метр подымется выше $6", - говорит совладелец группы Zammler.
Уровень арендных ставок, по его словам, также пока стабилен: в классе "А" она составляет 145-165 грн с НДС (во Львове при меньшем количестве складов – 190-200 грн), в классе "В" – 120-145 грн, классе "С" – 80-120 грн.
"Стоит понимать, что класс "С" – это условная отметка. В основном это перестроенные помещения советских складов, побеленные, покрашенные и минимально приведенные в порядок. По регионам 80% складов – с ценой 80-120 грн за кв. м, так как в регионах почти нет складов класса "А", а если есть, то цена там еще выше, чем в Киеве. Новых складов в регионах почти не строят, потому что это затратно и по финансам, и по срокам окупаемости", - пояснил Шевченко.
Zammler Group – украинская группа логистических компаний с представительствами в Европе и Азии. Компании группы обеспечивают все виды логистических услуг для В2В сегмента.
Группа оперирует 60 тыс. кв. м складских площадей, преимущественно класса А, и владеет собственным автопарком в Украине и Польше, насчитывающим 86 грузовиков.
Теги: спрос логистика Склад коронакризис локдаун Переглядів: 1928