Анализ коммерческой недвижимости Украины от Colliers
Ринки Нерухомість Рітейл Думки 31.12.2020 10:52Эксперты международной компании Colliers International, ведущего консультанта на рынке коммерческой недвижимости Украины, проанализировали сегмент украинского fashion-ритейла.
Украинская fashion-индустрия поймала волну популярности в период после 2014 года. Для перспективных молодых брендов это стало толчком для развития собственной розничной сети. Однако обстоятельства, в которых оказался рынок торговой недвижимости в 2020 году, скорректировали планы каждого оператора, а для некоторых развернули ситуацию на 180 градусов. В каких условиях оказались украинские бренды, и сколько из них смогут пройти этот кризис без потери физической сети?
Умеренный спад темпов развития национальные fashion-бренды начали ощущать еще до начала коронакризиса. После высокой активности в 2014-2016 гг, часть украинских fashion-стартапов закрепила свои уверенные позиции на рынке, а слабые – отступили. В дальнейшем выход на наш рынок сильных международных игроков масс-маркета, в том числе и H&M, усложнил их планы развития. Карантин 2020 года стал сильнейшим ударом для всей модной индустрии в целом. Украинским брендам, в том числе, пришлось скорректировать свои планы развития. Пост карантинный период дался сложнее малому бизнесу, а именно ритейлерам развитие которых было ограничено несколькими розничными магазинами. Для некоторых операторов худшим последствием весеннего локдауна стало закрытие своего бизнеса. Сетевые операторы, с более широкой сетью – выдержали удар. Одни из них открывали новые магазины. Многие планировали стабилизацию бизнеса, а в ближайшие годы, и оптимизацию дохода.
Ставка на онлайн
Безусловно, воздействие карантина ощутили на себе все ритейлеры, но часть розничных операторов, которые реорганизовали и оптимизировали бизнес, а также освоили нишу e-commerce еще до ограничительных мер, смогли сохранить свои позиции на более-менее приемлемом уровне. Лишь единичным брендам, представленным в торговых центрах, в street-ритейле/шоу-румах, удалось удержать своего клиента. Отсутствие развитого онлайн-канала стало весомой причиной, по которой украинским брендам сложно было поддерживать бизнес дополнительным уровнем продаж в новых условиях.
«Одним из ключевых трендов украинского fashion-ритейла на сегодняшний день является повышение активности онлайн. Ритейлеры ищут все возможные каналы, в том числе маркетплейсы, которые могут привести к покупке. А также стремятся сохранить свою аудиторию, и лишь единицы – нарастить ее. Большинство украинских брендов всегда находились в режиме жесткой конкуренции, в частности со стороны международных операторов. А карантинные ограничения еще больше препятствуют реализации планов. Именно онлайн сейчас для многих является приоритетным направлением развития», - комментирует Игорь Заболоцкий, ведущий эксперт Colliers International (Украина) в сегменте торговой недвижимости.
Во время карантина многие дизайнеры не производили новые коллекции и запуск онлайн-направления был бы не рентабелен ввиду длительности этого процесса, считает Сергей Черкас, владелец сети магазинов одежды украинских дизайнеров «Коло». На данный момент из онлайн направлений компания представлена только в соцсетях. Запуск полноценного онлайн-формата планируется в ближайшие месяцы. Во время карантина ритейлер сделал ставку на расширение физического присутствия.
Почему украинским брендам нужны ТРЦ?
До распространения пандемии бренды стремились занять локации в торговых центрах, так как видели в этом более активный метод развития, по сравнению со street-ритейлом, а также повысить узнаваемость бренда и привлечь целевого покупателя за счёт трафика посетителей ТРЦ. Но, несмотря на стабильное развитие в предыдущие годы, в результате карантина, украинский fashion-ритейл так и не смог занять уверенные позиции на рынке и закрепиться на одном уровне с устойчивыми розничными сетями.
На текущий момент локальные бренды составляют порядка 12% от общего количества fashion-операторов в лучших, по версии RAU Awards 2020, ТРЦ Киева.
Владельцы торговых центров, по-прежнему, не видят в них приоритетных арендаторов, за исключением единичных брендов, которые имеют достаточно широкую сеть и опыт развития в рамках ТРЦ. В большинстве случаев, торговые центры отдают предпочтение знаковым брендам с широкой потребительской аудиторией, которые показывают более высокие показатели товарооборота и привлекают дополнительные потоки.
В сегодняшних условиях для большинства игроков вход в качественные торговые объекты стал финансово неподъёмным из-за уровня арендных ставок и сложившейся ситуации с продажами самих операторов. Арендные ставки, соответствующие рыночным условиям, могут позволить себе только единичные украинские бренды, которые уже имеют функционирующую сеть.
Следует отметить, что ряд национальных брендов в меньшей степени зависят от заграничных поставок, чем иностранные. Это позволяет в сложившихся условиях быстрее реагировать на меняющиеся правила игры в виде введения тех или иных правительственных ограничений. После завершения весеннего жесткого локдауна некоторые украинские бренды готовы были открываться и могли продемонстрировать обновленный ассортимент, тогда, как представленные в Украине международные бренды имели проблемы с поставками и реализовывали остатки прошлых коллекций.
По словам Анны Селюковой, совладелицы бренда cabanchicom, до карантина компания делала закупки тканей в Турции, а итальянских тканей - у местных поставщиков. С закрытием границ удалось найти производителя качественных тканей в Украине, что позволило избежать задержки в выпусках новых коллекций и расширения ассортимента. Производство коллекций бренда полностью осуществляется в Украине – на трех фабриках в Киеве, а также на одной фабрике в Харькове.
Развитие вопреки
Мировая практика показывает, что многие международные ритейлеры на старте своего развития заручались государственной финансовой поддержкой, которая помогала расширить свое присутствие на других рынках, в том числе и на рынке Украины. К примеру, ряд турецких брендов получали в свое время поддержу от правительства.
Украинские бренды сталкиваются с рядом ограничений для развития розницы и производства качественных коллекций в больших объемах в рамках своей страны:
- отсутствие внешнего финансирования;
- высокие налоги;
- отсутствие поддержки со стороны государства.
Как результат, развитие растягивается на длительные периоды, а физическая розница часто ограничена одной торговой точкой.
Катерина Балакай, старший консультант департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина), отмечает: «При этом украинские fashion-бренды имеют хорошие перспективы к развитию, обладая такими преимуществами:
- преимущественно коллекции достаточно хорошего качества;
- доступные цены;
- ряд производителей не зависят от международных поставок, предлагают быструю доставку и активно развиваются онлайн;
- возможность оперативной реорганизации, оптимизации бизнес-процессов, а также умение приспосабливаться к реалиям рынка, по сравнению с международными игроками, представленными на территории Украины;
- более тонкое понимание предпочтений и потребностей украинского потребителя».
«Мне кажется, новые украинские бренды имеют прекрасные перспективы при эффективном управлении ресурсами. Мы не имеем права на большие стратегические ошибки ввиду ограниченности ресурсов, но новые digital-каналы привлечения и коммуникации с клиентами однозначно позволят самым сильным и активным украинским брендам быть популярными и развиваться. Но абсолютно точно можно сказать, что просто делать хороший продукт недостаточно, нужно уметь его продвигать и продавать», - резюмировал Игорь Красный, владелец бренда The Lace.
Справка.Colliers International (NASDAQ, TSX: CIGI) это ведущая многопрофильная компания по оказанию профессиональных услуг, в том числе и управление инвестициями в сфере коммерческой недвижимости. Офисы компании представлены в 68 странах мира с численностью более 15 000 квалифицированных сотрудников. Colliers International предоставляет экспертные консультации по максимально эффективному использованию недвижимости для арендаторов, владельцев и инвесторов. За более чем 25 лет работы на рынке, компания владеет около 40% капитала, обеспечивая акционерам совокупный годовой доход от инвестиций в размере достигающим практически 20%. В 2019 году доход компании составил более $3,0 млрд ($3,5 млрд с учетом дочерних компаний), при этом в сегменте управления инвестициями находились активы на сумму $33 млрд. Узнайте больше о том, как мы ускоряем процесс достижения успеха на сайте corporate.colliers.com, на сайте colliers.com
Теги: Colliers International недвижимость эксперт fashion-ритейл Переглядів: 1828