Перевозки зерновых речным путем в Украине сократились на 27,3%
Агро Ринки Харчова 05.02.2021 11:18 Перевозки зерновых речным путем в Украине в 2020 году сократились на 27,3% по сравнению с 2019 годом – до 3,5 млн тонн, что связано с снижением урожая на 13% – до 65,4 млн тонн, ростом ж/д парка зерновозов и увеличением конкуренции автоперевозчиков, считает эксперт в отрасли речных перевозок Андрей Муравский.В обзоре отрасли в Facebook (https://www.facebook.com/muravskiyandriy) он указал, что общие перевозки речным флотом снизились в минувшем году на 5,1% по сравнению с 2019 годом – до 11,8 млн тонн, и спад в перевозке зерновых и удобрений был частично компенсирован ростом строительных грузов (+12,5%, до 5,8 млн тонн) и продукцию металлургов (+7%, до 1,8%).
При этом удобрения продолжают попадать в речные порты напрямую из Болгарии или Грузии в трюмах судов класса река-море, а их отгрузка ведется на причалы устьевых портов, и на терминалы выше по реке Днепр, отметил Муравский.
По его словам, в 2020 году обострилась конкуренция на рейдовой перевалке, так, например, компания "Нибулон" эксплуатировала крупнейший в Украине плавучий кран Nibulon Max полный год. Данный перегружатель был спущен на воду весной 2019 года и позволил "Нибулону" увеличить объемы перевалки грузов собственным флотом до 4-5 млн тонн в год, уточнил эксперт. По его данным, другие компании-перевозчики планируют приобрести собственные плавкраны, чтобы предлагать комплексную логистику.
Муравский также сообщил, что United Barge Company (UBC) в 2020 году впервые в Украине осуществила операцию Ship-to-Ship по догрузке подсолнечного масла с баржи на морской танкер на внешнем рейде Николаевского порта, чем снизила расходы на фрахт всего судна и смогла избежать захода в еще один порт. Также UBC впервые в Украине полностью загрузила морской танкер маслом с барж без использования наземных терминалов, и намерена установить на Трутаевой Банке у Очакова свою баржу-накопитель, отметил эксперт.
Он указал, что несмотря на рост конкуренции с альтернативными маршрутами операторы речного флота ожидают роста перевозок по внутренним водным путям и продолжают инвестировать. По его данным, "Нибулон" для развития речной логистики в 2020 году построил терминал мощностью хранения 76 тыс. тонн в Днепропетровской обл., а также расширил на 22 тыс. тонн мощности терминалов в Голой Пристани (Херсонская обл.) и Вознесенске (Николаевская обл.), нарастив мощности каждого до 97,9 тыс. тонн.
Эксперт уточнил, что другие компании ищут площадки на Днепре, где можно сначала использовать мобильное перегрузочное оборудование, а далее инвестировать в строительство складов. В качестве примера он привел компанию G.R. Agro, которая сообщила о намерениях построить в 2021 году силосы мощностью 15 тыс. тонн на речном зерновом терминале в Верхнеднепровском районе.
Муравский также отметил рост речного флота в 2020 году. В частности, "Нибулон" построил три портовых буксира, три несамоходных судна-площадки проекта В1500, баржу проекта NBL-91 и два специализированных самоходных судна, "Грейн-Трансшипмент" получил в этом году две баржи грузоподъемностью по 2300 тонн, а холдинг "АгроВиста" начал эксплуатацию крупнейшей в Украине баржи D-6000 грузоподъемностью до 6 тыс. тонн зерна, перечислил эксперт.
По его данным, в 2020 году Килийский судостроительно-судоремонтный завод построил баржу грузоподъемностью 2000 тонн для Украинского Дунайского пароходства из лихтеров-доноров. Компания "Аскет-Шиппинг" приобрела буксир-толкач для проводки двух своих барж, суммарной грузоподъемностью 8000 тонн, что позволит оператору самостоятельно доставлять зерновые грузы из терминалов компании в Запорожье и Днепре на Банку Трутаева и в морские порты.
Муравский добавил, что Argo Shipping Group намерена увеличить свою конкурентоспособность за счет полного обновления флота из 13 единиц, а также осенью минувшего года взяла в бербоут-чартер с правом выкупа турецкого судна 2006 г.в Monte Rosa A, дедвейтом более 3700 тонн.
В то же время эксперт считает, что на пересмотр инвестпрограмм может повлиять принятие Верховной Радой закона "О внутреннем водном транспорте", который допустил к работе иностранный флот. Он указал, что строительство двух барж по 5000 тонн приостановила компания "Грейн-Трансшипмент", чтобы оценить влияние изменений законодательства на рынок.
По мнению Муравского, уже скоро работающие под украинским флагом перевозчики могут начать переводить свой флот в более удобные юрисдикции, чтобы после вступления в силу принятого закона на равных конкурировать с флотом, который зайдет из-за границы.
Как сообщалось, 3 декабря 2020 года президент подписал закон "О внутреннем водном транспорте". По подсчетам Министерства инфраструктуры, вступление в силу его норм позволит увеличить грузопоток до 30 млн тонн в год.
Мининфраструктуры предложило внедрить до 31 декабря 2021 года экспериментальный проект по заходам в речные порты Украины судов под флагами государств, с которыми не заключены международные договоры о судоходстве на внутренних водных путях, без получения одноразовых временных разрешений.
Теги: зерновые перевозка речной путь Переглядів: 461