Выживет ли единственное украинское судно работающее в Антарктиде
Ринки Думки 14.02.2021 14:13Антарктика не только красивейшие пейзажи, а и перспективный район рыбного промысла. И если для кого-то Антарктида - сплошная романтика, ледяной континент, полный загадок и героизма полярных экспедиций. Между тем и сам материк, и прилегающий к нему Южный океан - это последние не до конца разведанные и почти не тронутые природные ресурсы нашей планеты.
Ситуация с добычей рыбной продукции в нашей стране оставляет желать лучшего уже много лет. Ассоциация рыболовов Украины бьет тревогу, она очень обеспокоена критическим состоянием, в котором находится отечественная рыбная отрасль.
- Еще совсем недавно Украина входила в пятерку лидеров государств рыбного промысла. У нас было 238 рыбодобывающих сейнеров океанического промысла, из которых 70% были суда-заводы, они вылавливали рыбу и сами ее перерабатывали на продукцию. Сегодня у нас осталось всего три государственных сейнера, и то они арендованы и вылавливают рыбу под чужими флагами по непрозрачным схемам... До 2003 года украинские рыбаки вели промысел по всему миру. Украина добывала более 1 млн. 100 тыс. тонн водных биоресурсов. Каждый украинец потреблял более 24 кг. рыбного продукта в год – говорят эксперты Ассоциации рыболовов Украины - Согласно последней информации Госрыбагентства объем вылова рыбы и добычи других водных биоресурсов за 12 месяцев 2020 составил 56.7 тыс. т, в том числе вылов антарктического криля 21.6 тыс. т. Одна компания с одним океаническим судном обеспечивает 38% от всего общего объема вылова Украины во всех водоемах. А потребление рыбы в 2020 году сократилось до 9,3 кг/чел в год. И это при том, что Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует для полноценного развития человеческого организма и насыщения его аминокислотами потреблять не менее 19,6 кг рыбного продукта в год. Страны Европы давно уже пересекли этот порог и в среднем потребляют 24,8 кг/чел.
На сегодня 85% рыбного рынка Украины - это импортная продукция. Такое положение дел грозит Продовольственной безопасности страны в этом сегменте.
Из года в год импорт растет. Он вытесняет отечественную продукцию с прилавка, чем убивает целую отрасль.
Такое ощущение, что отечественную рыбную отрасль «проиграли в карты»… в последнее время к ней отношение по остаточному принципу. Чиновники и различные «эксперты», не отличающие щуку от карася, пытаются диктовать ей условия, по которым она должна жить. Это приводит к ее еще большему падению.
- Отрасль лежит уже на дне и покрывается илом чиновничьей некомпетентности… - с горечью говорят рыбаки
По непонятным причинам ее два года назад с кровью вырвали из аграрного министерства и присоединили к Минэкологии. И вот теперь возникает законный вопрос, а каким «боком» к отечественному рыбному промыслу, тем более океаническому (который осуществляется за десятки тысяч километров от границ страны) Минэкологии? Мало того, что в данном министерстве полностью отсутствуют специалисты в этой отрасли, так еще и задачи перед рыбодобывающей промышленностью и Министерством по охране окружающей природной среде стоят абсолютно разные. Ведь первостепенная задача рыбаков – это наполнения продовольственной корзины качественным рыбным продуктом отечественного производства, от которого зависит Продуктовая государственная безопасность в этом сегменте. Но, почему-то некие «горячие» головы решили перевести Государственное агентство рыбного хозяйства Украины из Министерства аграрной промышленности в Минэкологии. В результате на Черном и Азовском море общий вылов упал почти в четыре раза… Возникает вопрос, а кто ответит за миллиардный ущерб нанесенный государству в результате скоропостижных, необдуманных решений, результатом которых стала попытка соединить не соединяемое. Кто возместит ущербы нанесенные рыбакам и им семьям? Благодаря этим экспериментам в 2020 году отечественная рыбная отрасль выловила водных живых ресурсов более чем на 16 тысяч тонн меньше чем годом ранее. 16 миллионов килограмм рыбной продукции не попало на стол украинцев… И это при том, что рыбная отрасль страны и так находится в плачевном состоянии и требует для своего восстановлении самоотверженного труда профессионалов все 24 часа в сутки.
Единственный лучик надежды у рыбаков появился на то, что во вновь реанимированном Министерстве аграрной промышленности подняли вопрос о переходе рыбной отрасли с чуждого ей министерства назад домой к аграриям. Но, по всей видимости, этот переход не будет легким, так как «экологические» чиновники мертвой хваткой вцепились в рыбный промысел, и не желают его отдавать. Поэтому без вмешательства рыболовного сообщества этот вопрос будет не просто решить. Но, как говорится «надежда умирает последней».
Кажется, можно было бы поставить на этом точку, но… Несмотря на то что отечественная рыбная отрасль переживает не лучшие времена, да и ушли в далекое прошлое воспоминания о рыболовецкой славе страны, но тем ни менее, в Украине еще осталось предприятие, которое работает в десятках тысячах километров от украинских границ и находится на переднем крае мировой морской индустрии.
Мощным и объективно перспективным предприятием является николаевское ООО "ИКФ", управляющее океанским рыболовным траулером РКТ-С "Море Содружества".
Построенное в Николаеве, это промысловое судно не что иное, как большой и автономный плавучий завод полного цикла, работающий в Антарктике. Там судно вылавливает один из самых ценных сегодня морских продуктов - антарктический криль. Одно предприятие с одним судном вылавливает и перерабатывает за сезон столько же морепродуктов, сколько вся рыболовная отрасль Украины во внутренних водоемах, плюс Черном и Азовском море - более 21 000 тонн антарктического криля. Таким образом, можно утверждать, что одно предприятие формирует целую отрасль экономики.
Биомасса антарктического криля (Euphausia superba) – по оценке науки, составляет приблизительно 379 000 000 т, больше чем биомасса всех людей в мире. Криль играет важную роль в трофической цепи, предоставляя ценнейшие питательные вещества другим животным. Им питаются киты, тюлени, пингвины, кальмары и рыба. Криль считается ключевым видом в экосистеме
Антарктическая креветка - криль, считается последним живым ресурсом планеты, что имеет огромный, фактически нетронутый, и что важно природно возобновляемый запас для промысла.
СПРАВКА
Для управления устойчивым промыслом криля в 1980 году была создана международная организация АНТКОМ. Подход АНТКОМ к управлению крилевым промыслом заключается в сведении к минимуму воздействия на экосистему. Исходя из этого разрабатываются разрешенные квоты на вылов криля. В настоящее время общий допустимый вылов на юго-западе Атлантики составляет 5.6 млн т ежегодно. Понимая, что сохранение антарктического криля – это ключевой элемент поддержания здоровья Антарктики, АНТКОМ решил, что для регулирования вылова будет использоваться "пороговый уровень" в 620 000 т, который распределяется по 4 регионам на юго-западе Атлантики. Этот пороговый уровень представляет около 1% неэксплуатируемой (девственной) биомассы популяции криля в данном регионе, которая, по оценкам, составляет 60 млн т. Но он не осваивается полностью, и фактический ежегодный вылов составляет всего около 0.3% неэксплуатируемой биомассы криля.
Промысел Антарктического криля ведется исключительно в зоне Антарктиды. Эта зона определена и управляется принятой международной Конвенцией по сохранению живых ресурсов Антарктики.
Украина является членом Конвенции наряду с другими 25 странами, такими как - Аргентина, Австралия, Бельгия, Бразилия, Чили, Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Республика Корея, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Россия, Южная Африка, Испания, Швеция, Англия, США, Уругвай.
- В период сезона 2019-2020 годов в промысле Антарктического криля принимали участие 12 рыбопромысловых судов пяти стран мира - Норвегии, Республики Корея, Китая, Чили и Украины – говорит вице президент корпорации Интеррыбфлот Андрей Чуклин - РКТ-С «Море Содружества» является единственным судном, которое вылавливает ресурс в Мировом Океане, вдали от родины, под украинским флагом. И промысловый сезон 2020-2021 не будет исключением. Опираясь на многолетний опыт, мы продолжим достойно представлять нашу страну в Антарктиде. Это наш 42 промышленный рейс.Основными традиционными участками для промысла криля в водах Антарктики является Южные Оркнейские острова, Южные Шетландские острова и Южная Георгия, где создаются крайне благоприятные условия для промышленной деятельности судна.
Для таких стран как Норвегия, Китай, Южная Корея, Чили этот морской промысел - перспектива десятилетий. Среди участников криливого промысла идет жесткая конкуренция. Участие Украины в нем - это как членство в элитном закрытом клубе. И надо отметить, что украинское судно и украинский экипаж (а это почти 90 граждан Украины, среди которых уникальные специалисты) за последние годы достигло значительных успехов, таких результатов вылова и переработки отечественные суда не достигали даже в советское время. Не стоит забывать, что «Море Содружества» - это целый рыбный завод, который вылавливает криля и самостоятельно его перерабатывает.
Продукция ООО ИКФ - замороженное мясо антарктического криля, крилевая кормовая и пищевая мука - реализуется в Украине и за ее пределами. Мясо криля - это действительно уникальный морепродукт. Он содержит белки, ценные жирные кислоты, ряд микроэлементов, цинк и йод, они чрезвычайно важны сейчас, так как укрепляют иммунитет, который помогает нам бороться с эпидемией коронавируса . Например, по официальным данным Минздрава Украины, в зависимости от возраста суточная потребность человека в йоде составляет от 90 до 300 мкг. Однако большинство жителей Украины ежедневно потребляет лишь 40-80 мкг йода в сутки.
В 2021 году владельцы и руководство компании запланировали расширить бизнес - запустить на территории Украины производство сверхпопулярного в мире криливого масла (этот продукт у нас известен как «Omega-3 Krill Oil», его покупают в США на площадках Amazon или iHerb), а также кормов и кормовых добавок для рыбоводства, промышленного животноводства и домашних животных.
Если измерять деньгами, то годовой оборот деятельности компании достигает сотен миллионов гривен. Но говорить надо не только о прибыли от бизнеса, но и о научной миссии международного значения, ведь присутствие Украины в Мировом океане, а также об огромных суммах налогов и обеспечении большого количества людей достойной зарплатой.
В Украинском союзе промышленников и предпринимателей гордятся тем, что у нас еще остался хоть и маленький, но океанический флот в лице траулера «Море Содружества».
- Ловля криля в Антарктиде - не просто бизнес. Это право страны на соответствующую ежегодную квоту в добыче и право на исследования биоресурсов в регионе. Во многом благодаря «Морю Содружества» происходит и смена состава нашей экспедиции на Южном Полюсе. А экологически чистую и ценную продукцию - мясо криля, которую производят прямо на борту судна, приобрести стремятся многие страны мира. А это экспортные контракты и валюта для экономики страны – говорят в УСПП.
Казалось бы – успешный классный кейс, которым может гордиться страна.
Но нет...Наша экономическая политика сродни смертельно опасному проливу Дрейка, действует явно на выживание. Ее нормативные и законодательные новации накрывают бизнес десятиметровыми штормовыми волнами, испытывая его на прочность. К сожалению не всем удается пройти это испытания и многие идут на дно…
Дело в том, что из-за тотальной неуклюжести бюрократической системы государства под огромной угрозой сейчас находится важнейший для любого бизнеса этап - реализация продукции. Огромный аппарат чиновников, устаревшие законы и нормы, словно кандалы держат украинский бизнес от развития теми темпами, в которых уже давно работает весь Мир. В этом контексте история ООО "ИКФ" является очень наглядной иллюстрацией того, какой инертной и пассивной может быть государство по отношению к операторам рынка, особенно в шоковых условиях, таких как сейчас.
Этот рейс может стать последним для траулера «Море Содружества»…Сейчас остро стоит вопрос «А выживет ли единственное судно, которое ходит под украинским флагом в Мировом океане?»
- Наш траулер не только является единственным крупным океанским траулером, работающий под флагом Украины, он также единственный в мире, который производит мясо криля антарктического и крилевую муку – данная продукция пользуется повышенным спросом– говорит Андрей Чуклин - Но к сожалению отсутствие специальных норм в законодательстве Украины привели к тому, что прошлый рейс, во время которого судно выловило больше чем все «остальные рыбодобывающей отрасли» Украины, закончился большими убытками для компании, так как изготовленную продукцию просто не имели возможности поставить покупателю в указанной контрактом срок, что естественно привело к крупным штрафам, а вместе с этим и к потери репутации компании как надежного поставщика.
Главной проблемой стало получение необходимых ветеринарных документов на продукцию.
В соответствии с требованиями международного и действующего украинского законодательства экспорт продукции должен сопровождаться международным ветеринарным документом.
На борту судна есть сертифицированная лаборатория, которая постоянно контролирует качество продукции, но получение международного ветеринарного сертификата на продукцию украинского происхождения, добытую судном под государственным флагом Украины, требует проведения отбора образцов ЛИЧНО УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЛИЦОМ ГОСПРОДПОТРЕБСЛУЖБЫ. Так гласит Закон Украины.
Это означает, что компания судовладельца должна обеспечить присутствие представителя Госпродпотребслужбы в каждом из портов, куда прибывает продукция для отгрузки покупателю, а именно в портах Уругвая, Китая, Чили, ЮАР, ЕС и других.
В условиях жестких карантинных мер и мировой пандемии это стало невозможно физически и практически.
Даже наличие в порту Кейптауна признанной всем миром инспекции SGS и возможность проверки качества продукции этой международной лабораторией, согласно требованиям украинского законодательства, не может освободить компанию от необходимости обеспечить присутствие представителя соответствующего органа из Киева.
Получается замкнутый круг. И в результате, компания вынуждена доставлять груз на территорию Украины для получения соответствующего сертификата. Кто не любил географию – возьмите глобус и прикиньте логистику, чтобы понять, как успешный бизнес превращается в сплошные убытки, нервы и срывы контрактов.
Кстати, проблема возникла только у судна, которое работает под флагом Украины. Промысловые суда других государств таких нелепых проблем не имеют. Например, Евросоюз полностью доверяет результатам исследований международной лаборатории SGS.
Как решить эту проблему? Двумя путями.
Первый – Правительство инициирует соответствующие изменения в законодательство в части оформления международных ветеринарных документов. И вносит на рассмотрение в Парламент. Депутаты принимают закон, Президент подписывает. И Украинский флаг гордо реет в водах Антарктики.
Второй – собственник корабля уходит под другую юрисдикцию и поднимает над траулером «Море Содружества» флаг другого государства. И ничего личного, такая практика мирового рыболовного флота. Рыба ищет там, где глубже, а бизнес где понятные и приемлемые правила игры.
Ради одного корабля и ради одной компании принимать закон, скажите вы? Да именно так. Ради одного корабля и ради одной компании, и ради тех членов экипажа, которые гордятся тем, что над их головами сине-желтый флаг, их родной страны. И именно такие решения рождают веру в Государство и его экономическую политику, а отнюдь не красивые брошюры с картинками различных стратегий и яркие слайды.
Настоящее доверие бизнеса к Государству начинается с конкретных шагов и действий по поддержке тех, кто создает рабочие места и платит налоги. И очень часто продвигает и презентует нашу страну гораздо лучше, чем многочисленные те, кто живет на эти налоги.
****
P.S. А ведь это только верхушка «айсберга». И решение с оформлением международных ветеринарных документов поможет частично, но оно не наполнит в достатке магазинные прилавки качественной рыбой отечественного производства. Наверное, чиновникам давно пора задуматься над восстановлением утраченного океанического флота, а вместе с ним и мировой рыболовецкой славы нашей страны. Во всех странах понимая важность рыбного продукта для здоровья нации, ищут возможность в постройке современных промысловых суден. Для этого существует сегодня лизинговые схемы, вводятся льготные кредиты и освобождают от уплаты налогов на какой-то период рыбопромысловые предприятия, а так же другие формы поддержки рыбаков. И если мы не хотим окончательно потерять отечественную рыбную отрасль, а начать ее шаг за шагом восстанавливать, то и нам пора, взяв за основу практику рыбодобывающих стран-лидеров, вводить нормативные и законодательные инициативы, которые позволят сделать прорыв в кораблестроении и рыбопромысле. Самое главное не упустить время… Сегодня ряд фирм готовы инвестировать в постройку суден океанического лова.А это немалые средства. Постройка одного современного судна обойдется около 100 миллионов долларов.
В общем, вести промысел среди плавучих льдов - дело нелегкое, хотя и очень перспективное. А вот перспектив пробить или растопить лед украинской бюрократии пока не видно.
Теги: судно Антарктика Переглядів: 2511