Конкуренция на розничном рынке нефтепродуктов ухудшается
Думки 21.04.2021 15:33На
розничном рынке нефтепродуктов растет доля АЗС с признаками торговли
фальсификатом или нарушениями кассовой дисциплины. Это вредит потребителям,
автомобилям, окружающей среде, приводит к увеличению потерь государственного
бюджета и искажению конкуренции. Об этом сообщили эксперты Консалтинговой
группы «А-95» по результатам исследования розничного рынка в 2020-2021 году.
В
Украине функционирует около 7 650 АЗС, которые в ходе исследования были
распределены на пять ценовых сегментов.
«Такой
конкуренции на топливном рынке нет больше ни в одной стране Европы. Об этом
говорит не только разнообразие форматов АЗС и их высокая концентрация, но и
диапазон цен, который достигает почти 25%. В Европе это максимум 5%, и такая
украинская аномалия указывает на проблему, ведь закупочная стоимость горючего у
всех почти одинаковая», – объясняет директор Консалтинговой группы «А-95»
Сергей Куюн.
Эксперты
исследовали структуру цен во всех сегментах рынка, учитывая закупочную
стоимость топлива, налоги (акциз и НДС), эксплуатационные расходы и типовые
дисконты.
В
результате расчетов было определено, что в сетях высшего и среднего ценового
сегментов наценка составила 2,5-3,0 грн/л (здесь и далее без НДС). В свою
очередь 56% украинских АЗС, которые торговали в нижнем ценовом диапазоне, в
течение второго полугодия 2020 года и I квартала 2021-го получали прибыль
исключительно от продажи дизельного топлива в размере 0,5-0,6 грн/л, тогда как
реализация сжиженного газа и бензина была убыточной.
«Перед
нами встал вопрос: за счет чего продавцы дешевого топлива продолжают расширение
своего бизнеса, арендуя и покупая новые АЗС, газонаполнительные станции,
нефтебазы, спонсируя футбольные клубы и политические проекты? Ведь деятельность
этих сетей убыточна или по крайней мере бесприбыльная. Поэтому мы обратили
внимание на источники снабжения и качество топлива, а также провели доступные
любому потребителю исследования кассовой дисциплины на этих АЗС и нашли
объяснение этому феномену», – говорит Сергей Куюн.
Контрольные
закупки топлива обнаружили ощутимые отклонения от нормативов по таким ключевым
показателям, как содержание серы, бензола, ароматических углеводородов. В
пробах бензина с «БРСМ» и SunOil был обнаружен моно-метил-анелин, или ММА –
токсичное октаноповышающее вещество, запрещенное для использования в топливах
не только в Украине, но и в Европе и США. Это является свидетельством
кустарного происхождения топлива, которое намного дешевле легального за счет
неуплаты акциза.
Эксперты
также провели исследование кассовых чеков. Онлайн-сервис Государственной
налоговой службы Украины по проверке подлинности чеков не идентифицировал чеки
со станции Мotto. Чеки с АЗК «БРСМ-Нафта» не отражали проведенную операцию
покупки за наличные.
«Мы
получили доказательства продажи фальсификата и нарушения кассовой дисциплины,
не выезжая за пределы Киева. Это говорит о масштабах проблем на топливном
рынке, которые никто не решает и поэтому они будут только разрастаться. У
легального бизнеса вскоре не останется выбора, работа без ухода в «тень» станет
невозможной», – заявил Сергей Куюн.
Консалтинговая
группа «А-95» прогнозирует, что из-за нелегального производства нефтепродуктов
на мини-НПЗ и нефтебазах, а также из-за нарушений кассовой дисциплины на АЗС
государственный бюджет Украины в 2021 году недополучит более 22 млрд грн акциза
и НДС, или на 21% больше, чем в 2020 г.