"Литовские желдороги" ищут способ вернуть "Беларуськалию" около 10 млн евро аванса за транзит
Ринки Транспорт Хімічна 12.12.2021 11:25Государственная железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai ("Литовские железные дороги") ищет способы вернуть аванс, уплаченный "Беларуськалием" за транспортировку калийных удобрений в январе-феврале следующего года.
"Наша цель - вернуть деньги за январь и февраль, мы будем искать пути и еще раз постараемся их вернуть", - заявил агентству BNS представитель Lietuvos gelezinkeliai по связям с общественностью Мантас Дубаускас.
По его словам, компания уже пыталась погасить этот дополнительный аванс через Swedbank 7 декабря, за день до вступления в силу санкций США в отношении "Беларуськалия", но 8 декабря деньги были возвращены на счет Lietuvos gelezinkeliai, поскольку российский банк-корреспондент ВТБ, обслуживающий "Беларуськалий", отклонил перевод средств.
Дубаускас не назвал сумму возврата. По оценкам BNS, она может составить около 10 млн евро за два месяца услуг по перевозкам.
Глава Центра компетенций по предотвращению отмывания денег Эймантас Витувис считает, что есть две возможности для возврата денег, но "обе требуют времени".
"Для возврата авансового платежа необходимо обратиться в OFAC (Управление по контролю за иностранными активами казначействаа США) за специальной лицензией на конкретную операцию, если эта операция не может быть проведена в рамках общей лицензии, - сказал Витувис. - В противном случае платеж мог бы быть произведен на том основании, что этот авансовый платеж является случайным и будет основан на выходе Lietuvos gelezinkeliai из контракта с "Беларуськалием" из-за форс-мажорных обстоятельств - постановления правительства или закона, принятого государством".
Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните сочла нормальным, что Lietuvos gelezinkeliai запросила аванс до 8 декабря, поскольку не могла рисковать остаться без платежей. Она заверила, что узнала об авансах на этой неделе, и компанию попросили их вернуть.
Как сообщалось, глава компании "Литовские железные дороги", участвующей в экспортных поставках удобрений, может лишиться поста, поскольку зная о санкциях предпринимал действия для сохранения белорусского транзита.
Между тем, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис в пятницу подал в отставку. В заявлении на имя премьера он объяснил свое решение ситуацией, сложившейся с "продолжающимся транзитом белорусских грузов через Литву после введения санкций США".
Глава МИДа утверждает, что "понимает, какие репутационные вызовы это создает (...) правительству Литовской Республики".
О готовности уйти в отставку заявил и министр коммуникаций и транспорта Марюс Скуодис.
После вступления в силу в среду санкций США для "Беларуськалия" их транзит через Литву не остановился. Поскольку "Беларуськалий" еще в ноябре провел авансовый платеж Lietuvos gelezinkeliai за услуги, этих средств может хватить для перевозок в декабре, январе и феврале.
Правительство Литвы уже после вступления санкций в силу объявило, что добивается расторжения договора "Литовских железных дорог" с "Беларуськалием", хотя утверждает, что санкции США к транзиту удобрений в Литве напрямую не применяются.
Теги: удобрения Беларуськалий калий транспортировка Lietuvos gelezinkeliai аванс Переглядів: 1235