НАК "Нафтогаз Украины" предупредил о рисках балансировки газотранспортной системы Украины

Нафта і газ Ринки 14.01.2022    14:16 НАК "Нафтогаз Украины" в письме правительству, направленном в начале этого года, предупредил о рисках балансировки газотранспортной системы Украины в текущем отопительном периоде, связанных, по мнению НАК, с проблемами формирования достаточного ресурса природного газа на эти цели Оператором газотранспортной системы Украины (ОГТСУ).

В копии документа, имеющейся в распоряжении агентства "Интерфакс-Украина", "Нафтогаз" отмечает, что ОГТСУ по закону о рынке природного газа должен приобретать газ для этих целей "недискриминационным и прозрачным способом и на рыночных условиях".

НАК отмечает, что действующее законодательство никоим образом не возлагает на участников рынка природного газа, в частности на "Нафтогаз", обязанность предоставлять услугу балансировки Оператору ГТС.

По мнению НАК, Оператор ГТС не обеспечил, как предусмотрено европейскими правилами, возможность торговли газом для нужд балансировки системы на ликвидных биржах или на собственной торговой платформе.

"Нафтогаз" напомнил, что срок действия договора ОГТСУ с дочкой НАК – ООО "Газоснабжающая компания "Нафтогаз Трейдинг" о предоставлении последним услуги балансировки истекает 19 января 2022 года, а новый подобный тендер в декабре 2021 года не состоялся из-за недостаточного интереса со стороны участников рынка предложенными ОГТСУ условиями.

"Нафтогаз" информирует, что не видит возможности участвовать в новом тендере для закупки ОГТСУ услуг балансировки на 2022 год. По мнению НАК, Оператор ГТС, приобретая услугу балансировки от "Нафтогаза", фактически перепродает ее субъектам рынка газа (прежде всего "Нафтогазу") и получает сверхприбыли.

Другим аргументом своей неготовности к продолжению поставки таких услуг НАК называет необходимость импорта сложно прогнозируемых объемов природного газа. Как указывается в документе, на практике закупка импорта газа в суточном режиме для обеспечения услуги балансировки в основном осуществляется по спредам выше рыночных и полностью не покрывается условиями договора, что делает его убыточным для ГК "Нафтогаз Трейдинг" и приведет к дополнительной нагрузке на ликвидность "Нафтогаза".

По расчетам НАК, ОГТСУ могут потребоваться значительные объемы природного газа для балансировки пользователей системы в периоды низких температур в текущем отопительном периоде, при этом речь идет о физической необходимости дополнительного импорта.

Чтоб снизить указанные риски балансировки, "Нафтогаз" предлагает реально решить проблему обеспечения достаточных объемов газа для производственно-технологических расходов (ПТР) операторов газораспределительных сетей (ГРС). По мнению НАК, избранный Нацкомиссией, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), способ в виде автоматической регистрации операторов ГРС в Реестре потребителей поставщика "последней надежды" (ППН) – ООО "Газоснабжающая компания "Нафтогаз Украины" создает угрозы для деятельности ППН из-за отсутствия у него достаточных для этого объемов газа, а у операторов ГРС – достаточных средств для его оплаты, в связи с чем такое решение регулятора было обжаловано в Окружном админсуде Киева.

Для обеспечения возможности участия "Нафтогаза" в тендере на услуги балансировки на 2022 год НАК предлагает Оператору ГТС осуществить уплату второй части возмещения в размере 20,9 млрд грн согласно заключенному между ними в октябре 2021 года соглашению, просроченную из-за не получения ОГТСУ планировавшегося кредита госбанков на 20 млрд грн.

НАК также предлагает привести законодательство Украины в соответствии с европейскими нормами, в частности предусмотрев балансировку разницы не между плановыми (по "номинациям"), а между фактическими отборами и подачами газа в систему; возможность Оператора ГТС покупать краткосрочные стандартизированные продукты на европейских хабах и импорт/экспорт газа.

Еще одной законодательной инициативой "Нафтогаза" является реализация принципа "нейтральности балансировки": ежемесячное распределение разницы между полученными и израсходованными средствами в процессе балансировки со стороны Оператора ГТС между пользователями системы и исключение получения сверхприбылей для ОГТСУ при балансировке системы.

Теги:   Газ Нафтогаз риск ОГТСУ Переглядів:   1193

Читайте також:

20.12

Зеленський заявляє, що Україна не займатиметься продовженням транзиту російського газу

19.12

Азербайджан скоротив експорт газу на 3,5%

19.12

Імпорт нафти Індією в жовтні зріс на 33%