Прекращение поставок топлива из Литвы усилит зависимость Украины в области нефтепродуктообеспечения

Ринки 03.02.2022    15:23


Прекращение поставок литовских нефтепродуктов в Украину из-за запрета на их транзит по территории Беларуси не будет существенно влиять на текущую рыночную ситуацию, но в стратегическом плане усилит высокую зависимость от импорта нефтепродуктов из России и Беларуси.

По данным Консалтинговой группы «А-95», в 2021 году на импорт из Литвы пришлось 9% поставок дизтоплива (690 тыс. т), 11% бензина (265 тыс. т) и 16% рынка авиакеросина (57 тыс. т).

«В течение более 20 лет Литва была небольшим, но стабильным источником поставок нефтепродуктов. Рынок сможет заместить эти объемы, но мы потеряли одно из немногих направлений импорта топлива», — говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

По прогнозам экспертов, украинский рынок сможет оперативно заместить эти объемы топлива, чему будет способствовать низкое сезонное потребление и высокие запасы у производителей.

Главным компенсатором литовских объемов в «А-95» считают белорусские НПЗ, которые в частности традиционно испытывают профицит бензина. Увеличится нагрузка также на российское направление и частично на НПЗ «Укртатнафта». Не исключено, что для компенсации объемов авиатоплива потребуется импорт морем. Также не исключено, что возобновит поставки в Украину из Польши концерн Orlen, который лишился возможности экспортировать топлива из Литвы.

Главным следствием этих преобразований станет рост доли России и Белоруссии на рынке. В 2021 году эти направления обеспечили 72% импорта дизельного топлива, а с учетом последних тенденций и литовского фактора эта доля увеличится более чем до 85%. Доля Беларуси в импорте бензина достигнет 100%.

«У нас очень опасная ситуация, на которую нужно срочно реагировать. Внутреннее производство можно увеличить вдвое, перевалку топлива в портах как минимум втрое. Это позволит сбалансировать источники поставок и предотвратить нежелательные сценарии», — говорит Сергей Куюн. Он также акцентировал внимание на необходимости создания коммерческих и государственных запасов нефтепродуктов, особенно для нужд железной дороги и армии.

Эксперты не ожидают ценовых колебаний в результате прекращения поставок из Литвы. В настоящее время рынок находится на сезонном минимуме потребления, а у трейдеров есть профицитные запасы топлива.

«Уровень цен на автозаправочных станциях определяется правительством на основе внешних котировок, поэтому цены в дальнейшем будут зависеть исключительно от мировой, а не внутренней конъюнктуры», — отметили в «А-95»

Теги:   Украина Литва нефтепродукты Поставки топлива Переглядів:   533

Читайте також:

21.11

Огляд-прогноз курсу гривні щодо ключових валют від аналітиків КИТ Group

21.11

Економіка Норвегії скоротилася на 1,8%

21.11

Аналіз економічних індикаторів України та світу за січень-серпень 2024 року від Experts Club