Lifosa и Orlen Lietuva остановили экспорт на Украину, Achema наладил поставки на Украину в обход Беларуси
Ринки 15.02.2022 12:20 Запрет на транзит литовских удобрений и нефтепродуктов через территорию Белоруссии привел к тому, что производитель азотных удобрений Achema (входит в Achemos grupe) стал возить продукцию в Украину через Латвию и Россию, а производитель фосфорных удобрений Lifosa (входит в "ЕвроХим") и нефтепереработчик Orlen Lietuva (в структуре польского концерна Orlen) временно остановили поставки на украинский рынок, сообщает BNS.Завод Achema подсчитал, что в связи с изменением маршрута поставок дополнительные затраты предприятия могут составить до 5 млн евро в год.
"При транспортировке на Украину через Латвию и Россию затраты на перевозку на 22-35 евро за тонну больше, чем при транспортировке через Беларусь. С учетом наших средних продаж в год - от 50 до 141 тыс. тонн, дополнительные затраты на железную дорогу составляют от 1,1 млн до 4,9 млн евро в год", - сказала BNS пресс-атташе Achema Йолита Мацелите.
Минск с 7 февраля не пропускает поезда с литовских станций, которые возили транзитом через Белоруссию минеральные удобрения и нефтепродукты. До этого времени почти всю продукцию на Украину Achema возил именно через белорусскую территорию.
"Украина для Achema является стратегически важным рынком азотных удобрений, в течение 5 последних лет мы продавали на украинский рынок от 50 до 141 тыс. тонн в год, а доходы составляли от 8 млн до 29 млн евро. Фактически все удобрения доставлялись по железной дороге в северную часть Украины, которая оптимально доступна транзитом через Беларусь", - сказала Мацелите.
Нефтепереработчик Orlen Lietuva пока приостановил экспорт на Украину, возможности же возить предназначенные для украинского рынка грузы через Польшу с использованием контролируемого предприятием Моцкавского терминала все еще взвешиваются, решения не приняты.
"Пока ничего не транспортируется, ведутся переговоры с клиентами в Украине. Возникает множество условий, два дополнительных терминала, таможня. Идет согласование, клиентам тоже должно быть удобно, не только нам. Самое раннее, когда мы сможем говорить об изменениях - март", - сказала BNS пресс-атташе Orlen Lietuva Кристина Гендвиле.
По ее словам, помимо Польши, обсуждался и новый маршрут через Латвию, но это направление не выглядит особенно привлекательным.
Завод Lifosa пока не определился, по какому пути экспортировать около 150 тыс. тонн удобрений, которые ежегодно доставлялись на Украину.
"Ситуация с 7 февраля не изменилась - транзит через Беларусь не осуществляется, а как он мог бы осуществляться - мы еще обсуждаем", - сказал BNS глава Lifosa Римантас Просцявичюс.
Ранее он утверждал, что при транспортировке через Латвию одна тонна продукции в среднем подорожает примерно на 20 евро, через Польшу - примерно на 40 евро. При транспортировке удобрений автотранспортом экспорт подорожает на 80-90 евро за тонну.
Минск ввел запрет в ответ на то, что Литва с 1 февраля остановила транзит грузов производителя и экспортера калийных удобрений "Беларуськалий". Так Литва отреагировала на вступившие в силу 8 декабря прошлого года санкции США для этой белорусской компании.