НБУ подготовил альтернативный сценарий макропрогноза на случай затягивания войны
Ринки Банки 28.10.2022 18:57 Рост экономики Украины в случае затягивания войны до середины 2024 года составит 1,9% в 2023 году и 2,5% в 2024 году, а валовые международные резервы в 2024 году упадут до критического уровня в $12,6 млрд, такой альтернативный сценарий макропрогноза представил Национальный банк Украины в инфляционном отчете на своем сайте в ночь на пятницу."В случае реализации сценария с длительным сохранением высоких рисков безопасности перспективы восстановления экономики Украины в следующем году существенно ухудшатся. Более длительный период подавленного спроса, низкой инвестиционной активности и логистические ограничения будут основными сдерживающими факторами роста ВВП. В таких условиях полноценное восстановление начнется не ранее 2024 года", – указывает Нацбанк.
Он уточняет, что рост реального ВВП на уровне около 2% ожидается лишь благодаря частичной адаптации бизнеса к войне и активной международной финансовой помощи.
Его базовым сценарий предполагает завершение активной фазы боевых действий в середине 2023 года и рост ВВП в следующем году на 4% (после падения на 31,5% в этом году) и на 5,2% – в 2024 году с увеличением резервов к концу 2024 года до $27,4 млрд.
"НБУ не прогнозирует ход военных событий, однако должен делать разные предположения относительно них как определяющего фактора влияния на экономику (…) Сроки победы в развязанной России полномасштабной войне стали основным фактором, определяющим состояние и перспективы развития украинской экономики", – поясняет центробанк необходимость разработки альтернативного сценария.
В нем предполагается снижение инфляции с 30% в этом году до 13,4% в следующем году вместо 20,8% в базовом сценарии из-за предположения, что повышение тарифов на газ и отопление до 50% от паритета состоится только в 2024 году. В силу этого инфляция на 2024 год в альтернативном сценарии оценивается в 19,6% против 9,4% в базовом.
Среди других предположений альтернативного сценария – полное открытие морских портов на год позже по сравнению с базовым – только со второй половины 2024 года, а также продолжение оттока населения из страны в следующем году в размере 1,4 млн в дополнение к 8 млн в этом. Предполагается, что беженцы начнут возвращаться лишь в 2024 году в небольшом количестве – 0,6 млн человек, тогда как базовый сценарий предполагает возвращение 0,4 млн украинцев уже в 2023 году и 2,5 млн – в 2024 году.
"Большинство других предположений, в частности, активная международная финансовая помощь, наличие программы с МВФ, сохраняются и для указанного (альтернативного) сценария", – уточняет НБУ.
В альтернативном сценарии экспорт существенно сократится, что усугубит финансовые трудности бизнеса, а у аграриев снизится мотивация к расширению деятельности, сократятся ресурсы для проведения посевных кампаний, что приведет к уменьшению урожая в 2023-м и 2024 годах, отмечается в отчете.
"Фискальная политика останется мягкой из-за необходимости обеспечивать расходы на нужды обороны и поддержку населения. Соответственно возрастет потребность в наращивании дефицита бюджета, что отсрочит сроки фискальной консолидации и обусловит более высокий уровень государственного долга", – добавил Нацбанк.
Он указал, что роль международной поддержки в финансировании дефицита будет определяющей, что позволит избежать дальнейшей монетизации госдолга НБУ. Однако из-за значительного наращивания долговой нагрузки вырастет потребность в постепенном переходе к более жесткой фискальной политике в послевоенный период.
"Риски макрофинансовой дестабилизации для данного сценария значительно выше, чем для базового, поэтому проведение взвешенной макроэкономической политики и поддержка от международных партнеров будут критически важны", – подчеркнул Нацбанк.