Украинский ГМК загружен сейчас на 15-20% - глава ассоциации
Ринки Металургія Думки 12.01.2023 15:44 Предприятия горно-металлургического комплекса (ГМК) Украины из-за войны и проблем с логистикой загружены в настоящее время на 15-20%, сообщил президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков в ходе состоявшейся в четверг дискуссии "Что с металлургией?"."По итогам 2022 года мы выходим по объемам производства на 30% от предыдущего года, но в декабре предприятия работали на 15%. Тем более в январе и почти весь февраль 2022 года, до боевых действий, предприятия работали неплохо. Также 40% объемов был вклад в минувшем году мариупольских предприятий, которые сейчас временно утеряны", - сказал Каленков.
По его словам, в настоящее время предприятия металлургии работают на 15% своей мощности, горно-обогатительные комбинаты в целом на 20%.
Глава объединения констатировал, что вследствие войны ряд предприятий ГМК временно захвачены, находятся на оккупированных территориях, разрушены. Кроме того, с первых дней из-за требований безопасности было существенное снижение производства. Позже к этим факторам добивалась негативная конъюнктура на мировых рынках, что также повлияло на уровень производства. Из-за войны нарушены логистические цепочки, структура поставок перестраивается.
"Для нас важна мировая конъюнктура и важна логистика. Затраты на логистику с начала войны возросли в 4-5 раз. На глобальных рынках цены на металлопродукцию падают, а себестоимость производства растет", - отметил Каленков, добавив, что все предприятия ГМК работают в глубоком убытке.
"Мы сжигаем средства, но наши предприятия продолжали выплачивать зарплату работникам в простое. И "Метинвест", и "ArcelorMittal Кривой Рог" (АМКР) существенно сократили производство, но люди продолжают получать зарплату. Было сделано все, чтобы снизить себестоимость, но чтобы люди не пострадали. Однако долго это не может продолжаться. А для Украины важно сохранить ГМК", - подчеркнул президент "Укрметаллургпрома".
И напомнил, что ГМК всегда был важным для экономики Украины, и экспортно-ориентированным – более 80% поставлялось на экспорт. В настоящее время пропорции поставок на внутренний рынок и внешний примерно сохранились. Но география экспорта значительно изменилась: если ранее в страны ЕС Украина поставляла около трети продукции ГМК, то в 2022-м - более 60%, в Турцию – 15%.
Эксперт отметил, что восстановление металлургических предприятий потребует значительных средств и объемов металлопродукции, вследствие чего металлопотребление в Украине резко увеличится с 5 млн тонн до войны и 2 млн тонн в 2022 году до 15-20 млн тонн после войны, что будет стимулировать отрасль.
Каленков также сообщил, что ранее загрузка портов была на 40% продукцией ГМК, и при нормализации ситуации с отгрузкой это будет позитивно влиять и на другие отрасли. А при вступлении Украины в ЕС это даст дополнительные возможности металлургии, сделает их деятельность более прибыльной.
По мнению главы "Укрметаллургпрома", будущее металлургии перспективно, учитывая наличие залежей железной руды, опытных специалистов и другие факторы. Если рынок ЕС будет "домашним рынком" и не будет ограничений по поставкам в виде пошлин, тогда будет намного больше стимулов для украинских предприятий вкладывать больше средств в продукты с большей дополнительной стоимостью, в частности в производство железорудной продукции прямого восстановления железа DRI.
"И ГМК будет развиваться в Украине. Для ГМК очень важна грамотная государственная политика, нужно правильное планирование. В стратегическом плане необходимо продолжение либерального режима торговли с нашими партнерами, в первую очередь с ЕС. Кроме этого – продолжение санкций против российских предприятий на 5-10 лет, это для нас очень важно. Также важно, в частности "Укрзализныце", ориентироваться на поставки металлопродукции с отечественных предприятий, а не импортировать. Важно открытие портов – важно продолжать переговоры с партнерами о расширении возможностей отгрузки с портов продукции ГМК, наравне с зерном", - сказал Каленков.
Кроме того, глава "Укрметаллургпрома" считает необходимым предоставить предприятиям, когда они не работают, налоговые каникулы
В свою очередь директор информационно-аналитический центра GMK Center Станислав Зинченко отметил, что наибольшей проблемой для ГМК является разрушение и захват предприятий, в частности в Мариуполе, а также Запорожского железорудного комбината (ЗЖРК).
"Из-за Мариуполя мы утратили 100% экспорта слябов и 30% г/к рулона, что приносило значительные поступления. Еще обстрелы предприятий, нехватка персонала и дефицит энергетических мощностей", - констатировал эксперт.
На первом этапе, по его словам, сказался разрыв логистических цепочек, вызвавший нехватку угля, запчастей по импорту. Но предприятия нашли выход - организовали кооперацию между собой сырьевого типа, чтобы поддерживать друг друга в работе (Днепровский металлургический завод (ДМЗ), "Каметсталь", АМКР).
"Блокировка портов – наибольшая проблема ГМК. Ежемесячно она обходится Украине в $420 млн недополученных доходов от экспорта. Украина при разблокировке может ежемесячно отгружать 3 млн тонн железорудного сырья (ЖРС), 150 тыс. тонн чугуна, 200 тыс. тонн полуфабрикатов, 220 тыс. тонн готовой металлопродукции. При разблокировании портов можем вернуться к загрузке предприятий ГМК на 30-45%", - полагает Зинченко.
Он также отметил, что железнодорожные переходы не были готовы к сырьевому экспорту, и сейчас очень выросли сроки доставки по ж/д дороге из-за очередей. По его словам, "Укрзализныця" заявляет о возможности отправлять ежедневно 3400 вагонов в день, однако по расчетам экспертов - не более 1800. То есть длительность простаивания вагонов в очередях в настоящее время достигает двух недель против 45 дней ранее.
Теги: ГМК Переглядів: 1376