Фармрынок в 2022 году запомнится существенным падением объемов и ростом себестоимости

Ринки Фармацевтика 03.02.2023    17:08 Фармацевтический рынок в 2022 году запомнится существенным падением объемов и ростом себестоимости, которые, тем не менее, подтолкнули крупнейших отечественных фармпроизводителей к поиску новых направлений развития.

Как сообщили агентству "Интерфакс-Украина" в компании SMD, "существенных изменений в ТОР-10 на розничном рынке не произошло".

"Удерживает лидерство "Фармак", к нему вплотную приблизилась "Дарница", сместив "Санофи" на третью позицию. Также улучшили свои позиции "Ацино Фарма", "КРКА", Киевский витаминный завод. "Тева", "Артериум", "Кусум Хелскер" и "Менарини", наоборот, подвинулись ниже, однако остались в десятке", - сообщили аналитики.

При этом в сегменте бюджетных закупок по итогам 2022 года первенство осталось за производителем вакцины от COVID-19 - компанией Sinovac. С минимальным отрывом от нее идет "Юрия-Фарм", на третье место поднялась компания "Рош".

"Существенно улучшили свои позиции "Мистраль капитал менеджмент", "PC Виста", "Дарница" и "Новартис". Значительно снизился в рейтинге бюджетных закупок "Фармак", несколько сместились группа "Здоровье" и "Артериум"", - отметили в SMD.

По словам исполнительного директора фармкомпании АО Фармак" (Киев) Владимира Костюка, по итогам 2022 года общие объемы аптечных продаж снизились на 29%, инфляция на фармрынке составила 19%.

"Ситуация для бизнеса достаточно сложная. Многие игроки национального рынка понесли убытки. В случае с нашей компанией это потеря складов со всей готовой продукцией и упаковочными материалами на сумму более 1,5 млрд грн. Для понимания масштаба - это больше, чем чистая прибыль компании в 2020 году", - сказал он.

Однако несмотря на падение доли "Фармака" во втором и третьем кварталах до 5%, с конца 2022 года компания "уверенно двигается к привычным 6%", указал Костюк. В 2022 году в условиях войны "Фармак" выпустил на рынок 16 новых продуктов и открыл участок по производству небул.

Вместе с тем, комментируя влияние войны на рынок фармы, Костюк отметил, что украинцы начали экономить, подтверждением чему является, в частности, существенное падение продаж диетических добавок в 2022 году, например витаминов на 44% в объемах реализации.

Помимо этого среди тенденций прошлого года – снижение реализации противопростудных и противовирусных препаратов, антитромботических средств, применяемых при лечении COVID-19.

"В топе продаж остается группа препаратов для лечения хронических заболеваний, таких как артериальная гипертензия, диабет, эпилепсия, психические заболевания, а также группа успокаивающих препаратов из-за стрессового состояния населения во время войны", - сказал он, комментируя потребительский спрос.

Костюк подчеркнул, что украинская фарма уже сейчас имеет потенциал удовлетворить до 80% украинского фармрынка, а остальная часть - это в основном препараты, которые находятся под патентной охраной, либо еще не зарегистрированы отечественными производителями или не могут ими производиться по ряду причин.

Что касается доступа импортных лекарств на украинский рынок и возможных перебоев с логистикой из-за войны, то компания уже не видит таких сложностей, которые бы ограничивали этот доступ, сказал исполнительный директор "Фармака".

Свою логистику "Фармак" тоже уже адаптировал к военным условиям и не испытывает значительных проблем в этом направлении. "Доставка сырья происходит самолетами в европейские аэропорты, а откуда автотранспортом доставляется в Украину. По этой же аналогии осуществляется экспорт продукции", - сказал он.

По его словам, в продажах компании доля бюджетных закупок в 2022 году снизилась на 4,1% по сравнению с 2021 годом. "Государство получает значительную поддержку от стран-партнеров, в том числе и лекарственными средствами", - пояснил он.

Комментируя работу компании в условиях военного времени, Костюк указал, что "производственные процессы очень страдают от перебоев электроснабжения и отключений".

"При остановке более 30 минут продукция или сырье может быть забракована и уничтожена, а повторная подготовка помещений и оборудования в таком случае длится более восьми часов. Это приводит к срыву производственных планов, существенным финансовым потерям и возможному дефициту в аптеках жизненно необходимых для населения препаратов. Во-вторых, от экстренных отключений и появления напряжения выходят из строя элементы производственного оборудования, стоимость которых - десятки тысяч евро, а сроки поставки новых компонентов взамен вышедших из строя - два-три месяца и даже больше", - сказал он.

Он сообщил, что инвестиции "Фармака" в оборудование в период блэкаутов уже превысили отметку в 50 млн грн ".

Кроме того, в 2022 году из-за инфляции цен на сырье, увеличения стоимости энергоресурсов и изменения в цепях поставок значительно повысилась себестоимость продукции.

В свою очередь директор по корпоративным коммуникациям фармкомпании "Дарница" Василий Губарец, комментируя итоги 2022 года, среди факторов уменьшения объемов продаж лекарств отметил снижение доходов населения, миграцию населения за границу и потерю значительного количества аптек на временно оккупированных территориях и в зонах активных боевых действий. Еще одним важным фактором является поступление международной медицинской гуманитарной помощи.

При этом "Дарница" остается лидером розничного фармрынка Украины в натуральном выражении. Так, в 2022 году компания произвела 173 млн упаковок препаратов, что почти на уровне 2021 года, указал Губарец. "Это позволило ей охватить 15,7% украинского фармацевтического рынка — вдвое больше, чем ближайший конкурент", - сказал топ-менеджер.

Комментируя вызванные войной изменения потребительского спроса, Губарец обратил внимание на то, что повысился спрос на препараты от стресса, артериального давления и обезболивающие, при этом уменьшились продажи профилактических средств.

"Мы, конечно, подстраиваемся под потребности рынка. Также появился спрос на такие специфические средства, как, например, йодид калий для проведения йодной профилактики в случае возникновения радиационной аварии. Мы разработали "Калий Йодид-125-Дарница" - в апреле 2022 года в рекордные сроки, в сотрудничестве с Минздравом и Советом обороны и безопасности Украины (СНБО), и передали на нужды Минздрава 6,5 млн доз бесплатно", - сказал он.

Анализируя влияние войны на процессы импортозамещения, Губарец обратил внимание, что "при временных проблемах с наличием того или иного иностранного лекарства украинские производители могут предложить генерики аналогичного качества, к тому же по меньшей цене".

Вместе с тем, по его словам, дефицита "эксклюзивного" импортного лекарства на рынках рецептуры и безрецептуры не наблюдалось.

Относительно изменения доли бюджетных закупок в общих объемах продаж "Дарницы", Губарец сообщил, что доля госпитальных продаж в общих объемах продаж компании в 2022 году по итогам 11 месяцев выросла до 10,6% с 6,6% в 2021 году. "Рост продаж в госпитальном сегменте у "Дарницы" составил 96,9% в гривне и 51% в упаковках. Как следствие, "Дарница" увеличила свою долю на госпитальном рынке с 1,79% в 2021 году до 5,26% в 2022-м", - сказал он.

В то же время из-за блэкаутов вся фарма, в том числе и "Дарница", была вынуждена перестроить свою работу. "Некоторые производственные процессы компании были перенесены на ночную смену и выходные, а для понижения пиков потребления по отдельным участкам установили график поочередной работы", - рассказал Губарец.

Кроме того, в режиме экономии электроэнергии "Дарница" выключила наружное освещение территории и офиса/завода, усилила контроль за режимом работы оборудования и внедряет концепт "Экономный офис".

Губарец также отметил, что "с началом полномасштабного вторжения были разрушены цепочки поставки сырья, что отразилось на всей номенклатуре готовых лекарственных средств".

"Ряд партнеров в одностороннем порядке отменили все заказы на поставку сырья, так что всю процедуру оформления и выполнения заказов пришлось начать с нуля. Высокий спрос на автотранспорт, запрет на выезд водителей за пределы страны и проблемы с горючим вызвали дефицит транспорта и резкое удорожание этих услуг. Наши поставщики в Украине по тем же причинам не могли обеспечить себя сырьем для производства, поэтому требовали изменения условий оплаты (перешли на подписку), проводили релокацию складских помещений и производств. Все это отрицательно повлияло как на цену товара, так и на сроки поставки", - сказал он.

Губарец обратил внимание, что дополнительным фактором роста гривневых цен на сырье и материалы в Украине стало резкое изменение курса валют в июле 2022 года. Ситуация с оплатами несколько улучшилась только после августа с отменой жестких ограничений на покупку валютных средств для расчетов (перечень критического импорта).

"В течение 2022 года фармрынок активно приспосабливался к новым реалиям и пытался балансировать на грани возможного. Наша закаленная команда снабдила производство сырьем на 100%, несмотря на все вызовы. За счет запасов сырья, сделанных перед полномасштабной войной, нам удалось избежать остановки производства. В марте мы изготовили 60% от довоенного объема производства, а с апреля вышли на довоенный уровень полностью", - сказал он, отметив существенный рост себестоимости продукции за счет увеличения затрат на логистику и сырье.

Прогнозируя тренды на 2023 год, Губарец подчеркнул, что "Дарница" ожидает прежде всего тенденцию роста приверженности отечественным брендам.

"Отечественные производители могут предложить качественные лекарства, сертифицированные по европейским стандартам GMP, за меньшие деньги", - подчеркнул он.

Со своей стороны и Костюк считает, что у украинской фармацевтики хорошие перспективы в 2023 году. "Это та отрасль, которая будет привлекать инвесторов. Нам есть что предложить. Это и контрактное производство, и трансфер технологий, и совместные R&D-исследования с иностранными компаниями", - пояснил исполнительный директор "Дарницы".

Помимо этого, по его словам, украинские фармацевтические компании будут пытаться более активно налаживать экспорт.

Как сообщалось, по данным исследований компании SMD, доля отечественных препаратов на фармрынке в 2022 году выросла до 72% в натуральном и до 38% в денежном выражении. В целом фармрынок Украины в 2022 году сократился на 42% в натуральном и на 23% в денежном выражении, кумулятивные продажи на фармрынке в 2022 году составили около 61 млрд грн в ценах входа в аптеку.

Теги:   фармацевтика Переглядів:   537

Читайте також:

21.11

Огляд-прогноз курсу гривні щодо ключових валют від аналітиків КИТ Group

21.11

Економіка Норвегії скоротилася на 1,8%

21.11

Аналіз економічних індикаторів України та світу за січень-серпень 2024 року від Experts Club