Польская инфраструктура слишком тесная для украинского бизнеса – Николаенко

Ринки 17.08.2023    15:57 Польская инфраструктура слишком тесная для украинского бизнеса и не может заместить блокировку агрессором портов в Черном море, заявил коммерческий директор "Метинвеста" Дмитрий Николаенко в интервью польскому бизнес-изданию WNP.PL.

Коммерческий директор компании отметил, что металлургическая и горнодобывающая промышленность Украины ранее была ориентирована на экспорт: страна экспортировала 80% металлопродукции и железорудного сырья. Все логистические пути, включая железную дорогу и порты, могли с этим справиться.

При этом Николаенко напомнил, что бизнес "Метинвеста" имеет международное измерение. Являясь международной горно-металлургической группой, компания имеет производственные мощности не только в Украине, но и в Болгарии, Италии, Великобритании и США, располагает обширной сетью продаж и дистрибуции – ее продукция продается в 95 странах. Кроме того, у "Метинвеста" 20 офисов по всему миру.

"Мы экспортировали продукцию в основном через черноморские порты, такие как "Пивденный", который способен принимать самые большие торговые суда класса "кейпсайз", а также через порты Одессы и Николаева. Отправляли грузы по всему миру с мариупольских меткомбинатов "Азовсталь" и ММК им.Ильича. Особого внимания заслуживает морская линия из Мариуполя в Италию, куда наши товары отгружались на перекатное производство. Контейнеровозы регулярно перевозили слябы (полуфабрикаты метпроизводства) в Италию и Великобританию. Мы также отправляли продукцию с украинских прокатных станов на наш завод в Болгарии. Она транспортировалась по Днепру, а затем по Черному морю в болгарский порт Бургас", - пояснил топ-менеджер.

Он отметил, что в группе была хорошо организована логистическая составляющая, клиентам предоставлялся хороший сервис с точки зрения предсказуемости сроков доставки. Ряд судов компания нанимала по различным формам чартерных контрактов, таких как бербоут (судно без экипажа) и тайм-чартер (судно, нанятое с экипажем).

Однако полномасштабная война прямо повлияла на группу и ее вертикальную интеграцию. "Метинвест" был вынуждены остановить производство в Мариуполе, затем операционный контроль над мариупольскими предприятиями полностью был утерян.

"Из-за блокады Черного и Азовского морей мы начали искать новые виды транспорта для экспорта. Если говорить о железорудной продукции (окатыши), то на подконтрольных Украине территориях не хватало мощностей для ее перегрузки. Нашей задачей было найти альтернативные логистические маршруты для поставки нашей продукции", - констатировал коммерческий директор.

Николаенко уточнил, что сейчас есть два маршрута: первый - к северным портам Польши, второй - к южным портам Румынии. Можно также воспользоваться хорватскими портами, но их мощность намного слабее, чем у портов в Украине, и все логистические вопросы становятся намного сложнее.

"В Украине есть широкая колея, а в Европе - узкая. Это означает не только перегрузку, но и хранение продукции. Более того, когда такие грузы, как окатыши или железорудный концентрат перегружают грейферы, в продукцию могут попасть некоторые примеси, а очистка - дорогостоящий процесс. Из-за этого только в 2022 году мы потеряли более $19 млн", - сказал Николаенко, добавив, что Польша не готова к реэкспорту крупных партий товаров из Украины.

Так, маршрут через Польшу влечет за собой серьезные логистические сложности. В частности, прошлой зимой складские помещения в польских портах были заполнены углем, и загрузить продукцию ГМК было невозможно.

Также, по словам топ-менеджера, есть проблемы со скоростью движения товаров, которая вдвое меньше той, к которой привыкли в Украине. Группе приходится сталкиваться и со слишком сложными таможенными процедурами, которые отнимают дополнительное время.

Несмотря на это, "Метинвест" стал важным партнером польских портов и железных дорог, отметил Николаенко. По его словам, объем перевалки продукции через польские ж/д переходы вырос на 45% по сравнению с 2021 годом. Польские порты смогли увеличить экспорт железорудной продукции и металла более чем на 100% в 2022 году.

"Однако Польша могла бы получить 70 млн тонн экспорта в год, которые украинские порты потеряли из-за войны, поэтому общие цифры неутешительны. Общий объем экспорта через польские порты не увеличился и даже сократился на 1% из-за неподготовленности инфраструктуры: не хватает мощностей для обработки грузов как на границе, так и в портах, а сама инфраструктура рассчитана на импорт, а не на экспорт", - констатирует топ-менеджер.

"Мы сталкиваемся со многими вызовами. Но у нас есть возможность поддерживать оставшуюся часть бизнеса, включая европейские активы", - резюмировал Николаенко.

"Метинвест" является вертикально интегрированной группой из добывающих и металлургических предприятий. Предприятия группы находятся, в основном, в Донецкой, Луганской, Запорожской и Днепропетровской областях.

Основными акционерами холдинга является группа "СКМ" (71,24%) и "Смарт-холдинг" (23,76%), совместно управляющие им.

ООО "Метинвест Холдинг" - управляющая компания группы "Метинвест".
Теги:   инфраструктура Польша бизнес Переглядів:   327

Читайте також:

21.12

Призначено нового посла України в Угорщині

21.12

Зеленський призначив нових послів

21.12

Посольство Сербії відновило роботу в Києві