Преимущество крупных торговых площадок

Прогнозы и стратегия 10.06.2014 Почти каждая страна имеет свою биржу для торговли ценными бумагами, но только несколько торговых площадок оборачивают большой капитал и попадают в поле зрения мировых информационных служб. Глобальные инвесторы не интересуются маленькими биржами. Виной этому не столько юридические и языковые барьеры, сколько размер этих площадок. Почему большие площадки привлекательнее маленьких и что мешает маленьким стать большими? Ответ заключается в так называемом сетевом эффекте (networkeffect). Сетевой эффект означает, что ценность сервиса для его пользователей увеличивается, если количество пользователей растет. Классический пример сетевого эффекта телефонная связь. Если телефон только у Вас, он не представляет ценности ни окружающим, ни Вам. Когда количество абонентов растет, ценность телефонной связи для абонентов тоже увеличивается. Новый абонент подключается к сети без намерения создать ценность для других абонентов, однако создает ее исходя из того, что он тоже уже доступен для них. Другими очевидными примерами являются социальные сети, которые становятся все более полезными, чем больше пользователей присоединяются. В основе оценки инвестиционной привлекательности лежит теория, которая была сформулирована в прошлом столетии. Одним из допущений этой теории является отсутствие расходов при проведении транзакции купли-продажи. Однако в реальности цена продажи может быть значительно ниже, чем цена на покупку. Каждый из нас при обмене валюты наверняка замечал, что цена продажи и покупки разные. Эта разница между ценой продажи и покупки называется спред (spread). Он показывает ликвидность актива и отражает расход на транзакции при купле-продаже. Спред особенно важен при интенсивной торговле, когда инвестор пытается заработать на колебаниях цены. Чем больше ценная бумага торгуется, тем меньше спред и больше его ликвидность. Чем ликвиднее актив, тем привлекательнее он для инвестора, так как его можно быстро продать без значительного снижения его цены. Самый ликвидный актив - это деньги, однако, если их никуда не вкладывать, они не приносят доход. С другой стороны, если даже актив обещает значительный доход, инвесторы смотрят на его ликвидность, так как большой спред может забрать весь доход. Поэтому торговые площадки, которые предоставляют большую ликвидность, более интересны для игроков на финансовых рынках. Чтобы достичь ликвидности, бирже нужно привлечь значительный объём капитала и здесь ключевую роль играет выше упомянутый сетевой эффект. Компании стараются разместить свои ценные бумаги на биржах, где большая ликвидность, так как там много инвесторов. Со своей стороны, инвесторы тоже идут на эти торговые площадки из за того, что там котируются интересные для них бумаги и торгуют другие крупные инвесторы, что повышает ликвидность и снижает спред. Привлечение новых инвесторов хорошо для компании, которые размещаются, но и другие инвесторы в выигрыше, так как это создает ликвидность для торгов. Все это создает спираль, где крупные торговые площадки становятся еще крупнее, в то время как маленьким площадкам не хватает ликвидности. Для достижения сетевого эффекта нужно привлечь определённое количество пользователей. Однако, достичь этого нелегко, так как игроки финансовых рынков идут туда, где уже есть много игроков и ликвидность. Это создает барьер для маленьких торговых площадок и сохраняет преимущество больших. Преимущество сетевого эффекта защищает доминантную позицию крупных бирж и не позволяет новым биржам конкурировать с ними. Например, Чикагская Торговая Палата (the Chicago Board of Trade) сохранила доминантную позицию для торговли фьючерсами на казначейских облигаций США, несмотря на то, что Eurex США запустил торги аналогичных ценных бумаг. Точно так же, Чикагская Товарная Биржа (the Chicago Mercantile Exchange) доминирует в торговле фьючерсами на процентные ставки евро облигаций, несмотря на попытку Euronext Liffe забрать этот сегмент рынка. Исходя из всего вышесказанного, торговля на крупных зарубежных биржах открывает возможности, которые не доступны на местных торговых площадках. Биржевая деятельность характеризуется сетевым эффектом. Ликвидность рынка определяет транзакционные издержки при купле-продаже, так как существует спред между ценой продажи и ценой покупки. С увеличением количества продавцов и покупателей, ликвидность растет, а транзакционные издержки уменьшаются. Впоследствии, это привлекает новых участников рынка и интерес к этой площадке растет. Департамент аналитики Beehive Analytical