Не только IPO: где искать финансирование для бизнеса, пока выход на внешние рынки затруднен

Прогнозы и стратегия 20.06.2013 Для большинства отечественных бизнесов доступ к дешевым источникам капитала остается самым большим вызовом в 2013 году. Интерес иностранных инвесторов к украинским компаниям пока остается невысоким а, стоимость выхода на международные биржи, напротив, относительно высока. В то же время для финансирования предприятий и проектов существуют и другие возможности. Финансирование через международные финансовые организации Это одна из наиболее привлекательных альтернатив IPO в плане стоимости привлечения средств. Наиболее заметными международными организациями, предоставляющими кредиты и финансовую помощь украинским компаниям, являются Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК). МФК кредитует бизнес а также в инвестирует в проекты входя в капитал через покупку новых выпусков акций. ЕБРР также финансирует проекты частного сектора в виде кредитов, и в виде вложений в акции. При этом обе организации сотрудничают только со средним и крупным бизнесом, например: ЕБРР в данный момент не выдает займы менее $5 млн, а общая стоимость проекта не должна быть меньше $15-20 млн. Этим источником финансирования уже воспользовались несколько компаний. Так, фармдистрибьютор «Альба Украина» продал ЕБРР 25% акций за $12 млн., а еще $13 млн были взяты в кредит с целью расширения ассортимента и логистических мощностей. Выпуск облигаций Может стать хорошей альтернативой банковскому кредитованию: средства можно привлечь на более длительный срок, к тому же по ставкам иногда ниже банковских займов. Эксперты советуют эмитировать облигации на сумму, не менее 20 млн грн (при этом сумма не должна превышать трехкратного размера собственного капитала), а иначе вся процедура будет экономически нецелесообразной. Отсюда вывод, что этот способ финансирования бизнеса подходит только крупным компаниям. И действительно, в этом году о выпуске облигаций объявили такие гиганты, как «Укрзализныця», «Укртелеком», «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Например, этой весной МАУ решила провести закрытое размещение именных облигаций на общую сумму 36 млн. грн. Компания выпускает бумаги, чтобы выручить оборотные средства для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Прямое инвестирование, когда инвестор получает долю в уставном капитале предприятия не менее 10 %. Этот способ привлечения финансирования в Украине пока развит слабо: по оценкам экспертов сегодня активно инвестируют не более десяти фондов Private Equity, причем их в основном интересуют уже ставшие на ноги компании с сильным брендом и долей рынка. Однако есть и истории успеха. Например, в 2004 г. глава компании «Керамейя» Иван Телющенко привлек средства фонда прямых инвестиций Horizon Capital для запуска производства клинкерных кирпичей. Телющенко получил от фонда $8 млн за контрольный пакет, а еще $4 млн привлек в Индустриалбанке. Позже, во время кризиса, фонд снова пришел на выручку компании и вложил в «Керамейю» еще $4 млн. Венчурное финансирование Это решение для небольших проектов, которые только начинают свой путь в бизнесе. Большей частью такие инвестиции предоставляются в обмен на долю в предприятии и упоминаются в связи с финансированием стартапов – именно за счет рискованного вложения в начинающие бизнесы инвестор рассчитывает получить сверхприбыли. После выхода проекта на запланированную рентабельность инвестор выходит из бизнеса, продав свою долю. Свежий пример: в апреле этого года венчурный фонд AVentures Capital выступил одним из инвесторов разработчика программного обеспечения для сложных корпоративных сетей nuPSYS. Общая сумма привлеченного финансирования - более $5 млн, при этом, по оценкам экспертов, на долю AVentures Capital приходится $1 млн. В обмен на инвестиции AVentures Capital получил миноритарный пакет в nuPSYS. Краудфандинг или народное финансирование Конечно, этот способ никак не может считаться способом финансирования действующего бизнеса, однако он набирает популярность и, во многом, является прообразом выхода на биржу – с меньшими требованиями и в другом формате. По сути это сбор денег на проект у частных лиц и жертвователей, при этом предприниматели сохраняют 100%-ный контроль над проектами. Чаще всего сбор средств происходит через специализированные онлайн-платформы: в Америке – это широко известная Kickstarter, у нас – BigIdea. По статистике, крупные суммы (от $100 тыс.) собирает лишь 1% проектов, таким образом, данный вид финансирования подходит для небольших компаний и проектов. Украинец Сергей Хващук собрал на Kickstarter $25 тыс. под проект производства металлических чехлов для флешек Eternal Case. В качества поощрения все, кто скинулся на проект, получали товары Eternal Case со скидкой.