12-месячный дефицит сектора госуправления оценочно сократился до 3,4% ВВП в августе

Макроэкономика 02.10.2014 По данным Министерства финансов, консолидированный бюджет за 8мес14 был сведен с дефицитом 29 млрд. грн., который уменьшился с 35 млрд. грн. за 8мес13, в то время как кассовый дефицит Пенсионного фонда был незначительным (против небольшого дефицита в 1,8 млрд. грн. за 8мес13). Не учитывая выпуск НДС-облигаций в сумме 6,7 млрд. грн., мы оцениваем дефицит сектора госуправления за 8мес14 на уровне 22 млрд. грн. (-41% г/г). Скользящий 12-месячный показатель дефицита в июле, таким образом, оценивается в 49 млрд. грн. или 3,4% ВВП 2014оц по сравнению с 4,5% ВВП за 2013 г. (Министерство финансов, Пенсионный Фонд) Елена Белан, главный экономист Dragon Capital По нашим расчетам, рост доходов сектора госуправления (включает гос. бюджет, местные бюджеты и Пенсионный фонд) ускорился до +5,5% г/г в августе и +4,4% за 8мес14. Улучшению показателей доходов способствовали дополнительные меры по наполнению бюджета (в частности, повышение налога на добычу газа, введение налога на депозиты и 1,5% “военного” сбора на зарплату), а также девальвация гривны, благодаря которой выросли налоговые платежи взымаемые с импорта (по нашей оценке, они составляют около 20% доходов сектора гос. управления). Эти факторы полностью компенсировали продолжающееся сокращение поступлений от налога на прибыль предприятий (-18% г/г за 8мес14), подоходного налога (-1,0% г/г) и НДС на товары внутреннего производства, которое было вызвано резким сокращением производства в Донецкой и Луганской областях и снижением экономической активности на остальной территории Украины. Расходы госсектора практически не изменились (рост на +0,6% г/г за 8мес14), но произошло их существенное перераспределение. Так, расходы на обслуживание гос. долга и оборону выросли на 40% и 37% г/г соответственно, в то время как расходы по остальным статьям снизились. Расходы Пенсионного фонда сократились на 12% г/г в августе (на 2,5 млрд. грн. до 18,6 млрд. грн.), поскольку в Донецкой и Луганской областях выплаты пенсий были профинансированы только частично. На данный момент неясно, в какой форме фискальные связи с оккупированной территорией будут поддерживаться в будущем. По оценкам МВФ, на Донецкую и Луганскую области приходится 10% общего объема налоговых поступлений в бюджет сектора гос. управления (до возмещения НДС), что является относительно небольшой долей по сравнению с 25%, которые эти две области занимают в общем объеме промышленного производства и 16% в ВВП. Принимая во внимание значительные субсидии угольным шахтам (11-13 млрд. грн. в год), оккупированные территории являются дотационными и полный разрыв фискальных связей положительно скажется на украинском бюджете. Однако, скорее всего, большая часть сэкономленных средств будет потрачена на оборону и вынужденных переселенцев. С учетом этого, мы сохраняем наш прогноз дефицита сектора госуправления в 2014 г. на уровне 5,5% ВВП (по сравнению с прогнозом МВФ 5,8%).