12-месячный дефицит сектора госуправления оценочно ухудшился до 4,3% ВВП в октябре за счет энергетических субсидий

Макроэкономика 02.12.2014 По данным Министерства финансов, консолидированный бюджет за 10мес14 был сведен с кассовым дефицитом 39 млрд. грн., ухудшившись с 37 млрд. грн. за 10мес13, в то время как кассовый дефицит Пенсионного фонда оценочно составил 1,6 млрд. грн. (аналогично 10мес13). Таким образом, мы оцениваем дефицит сектора госуправления за 10мес14 на уровне 41 млрд. грн. (+6% г/г). Скользящий 12-месячный показатель дефицита в октябре оценивался в 66 млрд. грн. или 4,3% ВВП 2014оц, почти не изменившись по сравнению с 4,4% ВВП за 2013 г, но ухудшившись с 3,7% ВВП в сентябре. (Министерство финансов, Госказначейство, Пенсионный Фонд) Елена Белан, главный экономист Dragon Capital По нашей оценке, рост доходов сектора госуправления (с учетом Пенсионного фонда) замедлился до +1,9% г/г за 10мес14 против +4,8% в 1пол14. Замедление было вызвано ускоренным перечислением трансфертов НБУ в 1пол14, в то же время динамика сбора налогов осталась положительной. Так, по нашей оценке, налоговые доходы, включая начисления на заработную плату, направляемые в Пенсионный фонд, и возмещение НДС, повысились на 1,1% г/г по сравнению с 0,1% в 1пол14. Негативное влияние слабой экономической активности и конфликта на востоке было компенсировано девальвацией гривны, а также введением дополнительных мер по наполнению бюджета в соответствии с требованиями МВФ. При этом политика расходов осталась консервативной, хотя темпы роста расходов сектора госуправления несколько ускорились (оценочно, до 2,2% г/г за 10мес14, по сравнению с +0,6% за 9мес14 и +2,0% в 1пол14) из-за субвенции местным бюджетам на компенсацию тарифов на отопление. Разрыв фискальных связей с оккупированной территорией на востоке Украины должен позитивно сказаться на показателях бюджета. В результате, дефицит сектора госуправления по результатам года может оказаться несколько лучше нашей оценки 5,5% ВВП. Как мы уже отмечали, Министерство финансов планирует сократить бюджетный дефицит на 1,5-2,0п.п. в следующем году (до 3,8% ВВП). Мы считаем, что это амбициозная, но реалистичная цель при условии, что расходы бюджета будут жестко контролироваться.