Нил Маккиннон: В центре внимания – действия ФРС

Думки 29.08.2012    11:32
В центре внимания финансовых рынков на этой неделе - выступление Бена Бернанке с речью «Monetary Policy After The Crisis (Монетарная политика после кризиса)» на экономическом симпозиуме в Джексон-Хоуле в пятницу. Это ежегодное мероприятие, организуемое ФРБ Канзас-Сити. Оно является форумом для представителей центральных банков, на котором они обсуждают различные вопросы монетарной политики, обычно с академической точки зрения. Бен Бернанке в последние годы использовал симпозиум, чтобы предупредить о важнейших изменениях в монетарной политике США, таких как реализация количественного смягчения и «операция Твист».

Речь Бернанке, скорее всего, станет изложением различных мер, принятых ФРС для борьбы с финансовым кризисом, а также оценкой их влияния на реальную экономику. Также, по-видимому, он станет на защиту политики ФРС и приведет теоретическое обоснование такой политики. Кроме того, мы ожидаем, что он обозначит некоторые моменты стратегии выхода ФРС в части «нормализации» монетарной политики, как только экономика США придет в норму.

Маловероятно, что Бен Бернанке отойдет от базового тезиса, содержащего в недавних протоколах заседания Комитета по операциям на открытом рынке о том, что ФРС готова к дополнительным монетарным стимулам в случае замедления американской экономики. Эти стимулы могут включать в себя непосредственное расширение баланса ФРС через покупку казначейских облигаций и ипотечных бумаг и/или продление периода сдерживания ставки с конца 2014 г. до 2015 г.

Г-н Бернанке может в очередной раз предупредить о нерациональности фискальной политики США, неизбежно перекладывающей большую часть поддержки экономики и финансовой системы на монетарные стимулы. Вместе с тем опасность излишне гибкой монетарной политики в том, что она создает новые финансовые дисбалансы, приводит к некорректной оценке рисков и порождает опасность возникновения на рынке новых ценовых «пузырей».

Направление фискальной политики США, вероятно, станет основной темой для финансовых рынков, особенно перед президентскими выборами в начале ноября. Рынки уже предвидят опасность «паралича монетарной политики», поскольку обе партии пытаются сформировать свои независимые позиции по налогам и госрасходам. Однако фактически у американских политиков нет выбора, кроме ужесточения фискальных мер, которое, по сути, заключается в повышении налогов и сокращении расходов, а также темпах и сроках бюджетной консолидации. Неспособность вернуть фискальной политике страны эффективность влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе усиление волатильности процентных ставок, ухудшение ситуации с фондированием по мере отказа иностранных инвесторов от покупки американских долговых обязательств, ослабление доллара США.

Зависимость страны от внешнего финансирования дефицита бюджета - ее основная слабость, которая к тому же имеет значение для стабильности международной валютной системы. Китай является крупнейшим держателем американских казначейских облигаций и, соответственно, важнейшим источником финансирования бюджетного дефицита США. Китай едва ли начнет ни с того ни с сего избавляться от своих вложений в госбумаги Соединенных Штатов - хотя бы потому, что это сильно ударит по его собственному портфелю. Однако неустойчивое «равновесие» между США и Китаем в самом сердце мировой денежной системы является потенциальным источником волатильности. По мнению многих комментаторов, усиление глобальных дисбалансов и рост трансграничных потоков капитала были не последними факторами, приведшими к финансовому кризису 2007-2009 гг. Эти дисбалансы, как и волатильность потоков капитала, сохраняются до сих пор.

Превращение однополярной доллароцентристской денежной системы в многополярную, адекватно отражающую меняющуюся расстановку сил в мировой экономике, в среднесрочной перспективе неизбежно. Тем не менее переход к золотому стандарту, который предлагают американские республиканцы, трудно назвать своевременным решением, учитывая процессы дефляции и снижения долговой нагрузки, происходящие в ведущих экономиках мира. На наш взгляд, нет никакого смысла создавать специальную комиссию для изучения данного вопроса, так как еще при президенте Рейгане аналогичная комиссия пришла к выводу, что введение золотого стандарта приведет к усилению волатильности производства и потере контроля над экономической политикой.

Между тем кризис еврозоны напоминает об угрозе, которую несет в себе по сути дефляционный процесс по корректировке экономической системы. Пока не будет обеспечен устойчивый экономический рост, странам валютного альянса будет сложно достигать поставленные бюджетные ориентиры и сокращать долговую нагрузку на госбюджет. Именно с такой ситуацией сейчас столкнулась Греция; в ближайшее время миссии ЕС и МВФ вернутся в Афины и подведут итоги анализа программы по корректировке греческой бюджетной политики. Достичь целей, поставленных в рамках этой политики, Греции мешает продолжающийся спад в экономике, а еще большее затягивание бюджетного пояса чревато политическими последствиями. Не исключено, что ЕС, МВФ и ЕЦБ самостоятельно примут политическое решение предоставить Греции дополнительные уступки (аналогично тем, что получила Испания), в то время как президент США Барак Обама (в преддверии следующей избирательной кампании) может призвать лидеров еврозоны попытаться избежать давления на Грецию. Последнее, что нужно Обаме, - это выход Греции из состава еврозоны или всплеск волатильности на рынке, способный негативно отразиться на состоянии американской экономики в ближайшие несколько месяцев.

Конечно, при таком развитии событий шансы на скорое разрешение кризиса еврозоны снижаются, и руководители альянса будут вынуждены продолжать борьбу за выход из кризиса. Ожидается, что ЕЦБ обнародует план расширения программы по покупке гособлигаций, хотя комментарии германских политиков, звучавшие в последнюю неделю, свидетельствуют о том, что они по-прежнему настроены против таких шагов. Следующее заседание ЕЦБ по процентной политике состоится 6 сентября, хотя Марио Драги, по всей вероятности, дожидается вердикта Конституционного суда Германии, который будет объявлен 12 сентября. При желании ЕЦБ может возобновить свою существующую программу, при этом у Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) сохраняются возможности, хотя и ограниченные, также покупать облигации. Если решение Конституционного суда Германии окажется положительным, Европейский стабилизационный механизм (ESM), который заменит EFSF, получит возможность проводить интервенции на рынке облигаций. Однако основная проблема заключается, конечно, в том, что между потенциальным объемом кредитования со стороны ESM, который составляет 500 млрд долл., и возможной стоимостью спасения пострадавших стран слишком большой разрыв, особенно в том случае, если за финансовой помощью обратятся обе страны: и Испания и Италия.

В настоящее время экономическая ситуация в еврозоне остается неудовлетворительной. Вчерашнее снижение индекса делового оптимизма в Германии (IFO index) указывает на риски рецессии, с которыми сталкивается Германия. Кроме того, сегодняшние данные по ВВП Испании (снижение на 0.4% в 2к12) говорят о том, что ситуация в стране продолжает ухудшаться, при этом пересмотр отчетности за 2010 и 2011 гг. показывает еще более сильную рецессию, чем принято было считать. За квартал объем инвестиций сократился на 3.0%, а увеличение НДС в начале сентября окажет давление на потребительские расходы. О глобальной природе замедления экономического роста свидетельствует и то, что в опубликованном сегодня утром ежемесячном отчете правительство Японии понизило свои оценки по экономическому росту. Следующее заседание по процентной политике Банк Японии проведет 18-19 сентября, и, возможно, ему снова придется смягчить свою финансовую политику.

Теги:   Бен Бернанке ESM Нил Маккиннон Monetary Policy After The Crisis IFO index Переглядів:   1367

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН