Кредиторы оказались на высоте. Счета "АэроСвита" арестованы
Ринки 24.01.2013 09:13 Кредиторы "АэроСвита", надеясь вернуть свои деньги, блокируют работу авиакомпании, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Кредиторы оказались на высоте. У перевозчика арестованы счета в банках, что не позволяет выплачивать зарплаты, а также компенсации пассажирам за отмененные рейсы. Юристы считают, что кредиторы делают санацию предприятия невозможной. Но кредиторы и госрегуляторы подозревают перевозчика в фиктивном банкротстве — долг "АэроСвита" перед компанией "Укртатнафта" составляет около 1 млрд грн.Вчера "АэроСвит" обвинил ВТБ Банк в незаконном блокировании средств на текущем счете компании. 9 января ВТБ заблокировал систему "клиент-банк" "АэроСвита", а 15 января отказался принять к исполнению платежные поручения авиакомпании. Накануне перевозчик сообщил об аресте его счетов в девяти банках, который был осуществлен в рамках выполнения постановления суда по иску хендлинговой компании "Транс-Аэро-Хендлинг" о взыскании с перевозчика долга в размере 5 млн грн.
Арест счетов представляет собой прямую угрозу срыва полетов "АэроСвита", но вчера перевозчик выполнил все запланированные рейсы. Сейчас компания осуществляет полеты по четырем международным и двум внутриукраинским направлениям. Более 90% ее рейсов пришлось отменить на период действия зимнего расписания из-за возникших финансовых проблем (см. "Ъ" от 15 января).
Решение полностью блокирует платежи перевозчика, включая выплату заработной платы персоналу и компенсацию средств пассажирам, заявляют в компании. "АэроСвит" обратился в правоохранительные органы и Нацбанк с просьбой способствовать отмене ареста счетов и дать банкам предписание разблокировать выплату заработной платы и другие платежи. "Нанесен ущерб правам и законным интересам авиакомпании, ее работников и пассажиров",— отметили в "АэроСвите". Долг компании перед ее сотрудниками по зарплатам за последние два месяца составил около 70 млн грн, заявлял глава профсоюза "Ассоциация работников летного состава гражданской авиации" Вадим Рачительный (см. "Ъ" от 23 января).
В ВТБ Банке официально не комментируют заявление "АэроСвита". Но источник "Ъ" в учреждении заявил, что авиакомпания "манипулирует информацией". "У "АэроCвита" какие-то административные проблемы, им нужно разобраться со своим финансовым департаментом. Зарплатный проект авиакомпании обслуживает банк, близкий к собственнику компании (очевидно, имеется в виду ПриватБанк, совладельцем которого, как и в случае "АэроСвита", является Игорь Коломойский.—"Ъ"). Что касается блокировки системы "клиент-банк", то компания не переоформила вовремя доверенность",— объяснил собеседник "Ъ".
Зарплатный проект действительно обслуживает другой банк, подтвердили в пресс-службе "АэроСвита". "Но для выплаты зарплаты необходимо перевести на этот счет необходимые средства, в том числе из ВТБ. И в выполнении такого поручения ВТБ Банк отказал "АэроСвиту"",— подчеркнули в компании. Перевозчик также утверждает, что срок действия доверенности завершился 31 декабря, но уже 3 января она была обновлена и передана ВТБ. "По этой доверенности вплоть до 9 января все процедуры банк выполнял в четком соответствии с договором. Очевидно, начиная с 9 января, в ВТБ что-то изменилось",— предположили в "АэроСвите".
Наибольший долг — более 1 млрд грн — у перевозчика сформ ровался перед поставщиком авиато лива — компанией «Укртатнафта»
Постановление об аресте счетов, принятое по иску компании "Транс-Аэро-Хендлинг", было вынесено с нарушением закона, считают в "АэроСвите" — в отношении компании начато дело о банкротстве, и введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов. С инициативой банкротства выступил сам перевозчик: на 27 декабря 2012 года его задолженность превысила 4,2 млрд грн при общей балансовой стоимости активов 1,46 млрд грн. В компании заявили, что подали иск с целью провести санацию предприятия. Получить комментарий "Транс-Аэро-Хендлинг" не удалось.
"АэроСвит" может оспорить решение об аресте счетов — действие моратория на удовлетворение требования кредиторов никто не отменял, отмечает партнер юрфирмы AstapovLawyers Олег Мальский. Такой арест дает преимущество только одному кредитору. "Попытки отдельных кредиторов получить свои деньги понятны. Однако если предприятие действительно нацелено на санацию, то все эти действия попросту делают ее невозможной",— добавляет господин Мальский. Мораторий на выплату долгов должен действовать полгода, чтобы у компании была возможность разобраться в ситуации, определить сумму оставшихся активов и понять, возможна ли санация. "Другого способа это определить нет. И кредиторы должны встать в очередь, которая как раз сейчас и формируется",— добавляет Олег Мальский.
И кредиторы, и сотрудники авиакомпании опасаются так называемого фиктивного банкротства "АэроСвита". Финансовое положение авиакомпании резко ухудшилось в прошлом году. По итогам I полугодия ее кредиторская задолженность выросла на 50%, до 2,2 млрд грн; долг перед банками составил 1,6 млрд грн. Убыток от операционной деятельности достиг 623 млн грн, а общий непокрытый убыток — 3,5 млрд грн. В авиакомпании объясняли это кризисом в авиационной отрасли. Но на самом деле около 60% долгов "АэроСвита" накопилось перед структурами, аффилированными с совладельцем "АэроСвита" и ПриватБанка Игорем Коломойским, утверждают источники "Ъ". Наибольший долг — более 1 млрд грн — у перевозчика сформировался перед поставщиком авиатоплива — компанией "Укртатнафта" (контролируется Игорем Коломойским), сообщил вчера полномочный представитель компании. "Значительная часть долгов — перед лизинговыми компаниями Игоря Коломойского. Около 15 самолетов "АэроСвита" (всего их на конец 2012 года было 29.—"Ъ") находятся в его собственности",— говорит один из партнеров—контрагентов авиакомпании.
Первое судебное заседание по делу о банкротстве "АэроСвита" должно было состояться вчера. Но суд перенес его на 15 февраля: арбитражному управляющему и представителям компании необходимо время для инвентаризации имущества. Распорядитель имущества "АэроСвита" Леонид Талан заявил потом журналистам, что трех недель может быть недостаточно для инвентаризации, так как у компании много имущества, в том числе за пределами Украины. Господин Талан также отметил, что у компании в настоящий момент около 300 кредиторов.
Банкротство "АэроСвита" затронуло и государственные интересы. Министр инфраструктуры Владимир Козак заявил вчера журналистам, что государство этого не допустит. "Создана комиссия во главе с вице-премьером Александром Вилкулом. В ее состав привлечены представители правоохранительных органов и Генпрокуратуры. Комиссия определяет законность действий компании. Мы делаем все, чтобы не допустить такого банкротства",— пообещал министр.
Следующее заседание суда по делу о банкротстве может и не состояться, так как против банкротства перевозчика выступили в Государственной налоговой службе. Так, Бориспольская объединенная государственная налоговая инспекция Киевской области уже обжаловала в Киевском апелляционном хозсуде начало банкротства и введение процедуры распоряжения имуществом "АэроСвита". 21 января суд вынес определение о принятии жалобы к рассмотрению, а рассмотрение дела назначено на 5 февраля. Налоговая инспекция просит отменить упомянутые решения и прекратить производство по делу о банкротстве. "Из-за начала процедуры банкротства не была завершена плановая комплексная проверка компании, которая в настоящее время осуществлялась налоговой службой. Органы налоговой службы должны выяснить возможное наличие кредиторских требований государства в рамках процедуры банкротства",— говорится в заявлении налоговой.
В пресс-службе Министерства доходов и сборов "Ъ" объяснили, что, по предварительной информации, в ходе проверки выявлены нарушения, которые "могут значительно повлиять на базу налогообложения компании". Речь идет об отнесении на валовые расходы затрат, которые не связаны с хозяйственной деятельностью предприятия и могут привести к увеличению размера убытков и сокращению уплаты налогооблагаемой прибыли на сумму 838 млн грн. "Также выявлены неподтвержденные суммы на 18 млн грн, заявленные к бюджетному возмещению",— добавили в министерстве.
Теги: Аэросвит Укртатнафта ПриватБанк Переглядів: 1644