ВТО не дает проехать. Выступая против повышения Украиной пошлин на автомобили

Ринки 27.03.2013    08:22 Во Всемирной торговой организации (ВТО) приступили к изучению правомерности введения Киевом защитных мер в отношении импортных автомобилей, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье ВТО не дает проехать. На заседании совета ВТО по торговле товарами Евросоюз, США и Япония призвали Украину отказаться от новых пошлин в размере 6,5-13%. Члены ВТО сомневаются в оправданности введения защитных мер, указав на допущенные Украиной нарушения. Киеву предложен компромиссный вариант — публично провести новое расследование.

США и Япония поддержали ЕС и потребовали от Украины отсрочить вступление в силу решения Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) о введении новых пошлин в отношении импортных автомобилей или даже отозвать это решение. Такая позиция, как следует из материалов ВТО, которыми располагает "Ъ", была высказана 25 марта в Женеве на заседании совета ВТО по торговле товарами. Украину на заседании критиковали дважды: в связи с ее заявкой на пересмотр тарифных позиций и повышением пошлин на импорт автомобилей.

С 14 апреля при импорте легковых автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 л сверх 10-процентной пошлины будет взиматься 6,46%, с объемом 1,5-2,2 л — 12,95%. Пошлины вступят в силу в связи с публикацией в марте итогов специального расследования МКМТ, проведенного в 2012 году. В представительстве ЕС сразу же призвали украинскую власть "пересмотреть и отозвать решение" (см. "Ъ" от 20 марта). "Евросоюз, как и некоторые другие члены ВТО, был удивлен публикацией решения Украины о введении таких мер. Во-первых, расследование завершилось почти год назад, с того времени ничего не происходило, и логично было ожидать, что никаких мер не будет принято. Повышение пошлин основывается на устаревших данных 2008-2010 годов. Во-вторых, мы были удивлены, потому что когда проводилось расследование, мы выражали сомнение в том, что эти меры вписывались в нормы ВТО. В-третьих, мы не могли провести предварительные консультации в рамках соглашениях о гарантиях ВТО, что нарушает важные процедуры торговой организации",— говорится в заявлении ЕС.

У этой позиции нашлись сторонники. "Согласно нормам ВТО, введение пошлин возможно лишь в случае "непредвиденного развития". Увеличение импорта должно быть "в недавнем времени неожиданным, резким и значительным", а урон, обусловленный другими факторами, "не должен приписываться возросшему импорту". Япония сомневается, что эти требования были соблюдены",— говорится в заявлении японской стороны. Ст. 12 соглашения о гарантиях обязывает члена ВТО уведомлять комиссию по пошлинам о начале расследования, его результатах и введении антидемпинговых мер. Украина информировала Японию лишь о начале расследования. "Киев не уведомлял о своих шагах, и в свете этого мы обеспокоены невыполнением требований соглашения о гарантиях относительно проведения консультаций до введения пошлин. Это фундаментальные юридические обязательства, которым должен следовать каждый член ВТО перед введением пошлин",— заявил представитель США.

Члены ВТО усомнились в объективности расследования. "Общий импорт автомобилей в Украину снизился с 2008 по 2010 год с 376 тыс. до 107 тыс. (на 71,5%), что не вызывает сомнения в сокращении ввоза",— говорится в заявлении. Объем импорта упал с $11,4 млрд до $3,3 млрд, но в 2011 году вырос до $5,4 млрд. "Для расследования обычно берется пятилетний срок, поскольку данными меньшего периода легче манипулировать. Сравнение с 2008 годом показывает, что кризис привел к спаду не только производства, но и импорта автомобилей",— говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

Украине было предложено "или отозвать решение о введении мер, или отсрочить их, а также предоставить членам ВТО всю относящуюся к делу информацию и дать возможность провести консультации перед введением пошлин". Источник "Ъ", близкий к Еврокомиссии, говорит, что Украине фактически предложено отменить решение МКМТ и провести новое, прозрачное расследование, базирующееся на свежих статистических данных.

В аппарате правительственного уполномоченного по вопросам европейской интеграции и в ассоциации "Укравтопром" отказались от комментариев. Но источники в Минэкономразвития уверяют, что решение МКМТ вступит в силу в апреле. "Такие заявления говорят о том, что позицию Украины в этом вопросе считают необоснованной и противоречащей правилам ВТО не только ЕС, но и другие ключевые члены организации. Аргументы этих стран выглядят достаточно обоснованными, поэтому Украине необходимо искать компромисс или готовиться отстаивать свою позицию в рамках процедуры урегулирования спора",— говорит советник юрфирмы Sayenko Kharenko Наталья Микольская.


Теги:   Украина ЕС ВТО Переглядів:   951

Читайте також:

22.12

Пасажиропотік через кордон за тиждень зріс на 28% - Держприкордонслужба

22.12

Продуктивність праці в США зросла на 2,2%, вартість робочої сили - на 0,8%

22.12

27 грудня розпочнеться будівництво залізниці Китай-Киргизія-Узбекистан