Сергей Фурса: week in glance... о пользе вреда

Думки 23.08.2013    12:48

А сейчас — еженедельный обзор торговой недели от Сергей Фурсы, специалиста отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital

 

Подошла к концу самая скучная неделя весенне-летнего периода. С новогодним периодом, конечно, ее сравнить сложно, но сезон массовых отпусков, длинные выходные в Британии и, конечно же, День Независимости Украины, сделали свое дело. Завершение этого скучного периода (скучного, конечно же, для тех, кто волею судьбы и штатного расписания остался в офисе) должны были оживить распечатки заседания ФРС. В Украине такие документы обычно появляются на следующий день где-нибудь в Украинской Правде, в Штатах же инвесторы вынуждены томиться мучительным ожиданием. Насколько мучительным оно было, показывают графики индексов, уверенно сползавшие вниз на протяжении последних двух недель. Все боялись неизбежного, а именно определенности с сокращением программы выкупа активов. Инвесторов крайне пугала перспектива, что в скором времени огромная шара (85 млрд. долларов) превратиться в чуть меньшую шару (84 млрд. долларов, ну хорошо, пусть сразу 65 млрд. долларов), а еще позже краник вообще прикроют. И как это часто бывает с подобными ожиданиями, рынки перестают падать в тот момент, когда опасения становятся реальными, в той или иной форме. Ожидание смерти хуже самой смерти, и в голове инвесторов в ожидании чего-то не очень хорошего эта картинка уже прокручивается столько раз (психологи говорят, что хватит и трех), что перестает быть страшной. Что же, «минутки», как принято называть эти «секретные материалы», не принесли ничего нового, подтвердив общий консенсус среди голосующих членов ФРС, что сокращать программу надо, и надо уже в этом году, но когда точно — не понятно.

Рынки приняли к сведению, ритуально расстроились и прекратили падать. В итоге утро пятницы индексS&P500 начал на отметке в 1656,96 п., а общее настроение на рынке скорее позитивное. Хотя на данный момент более пристального внимания заслуживают события на рынке американских казначейских обязательств. Ведь именно там происходят основные события, связанные с выкупом активов. И тут десятилетние казначейские обязательства уже почти достигли психологически важной отметки в 3% по доходности. Все уже прекрасно поняли, что исторический минимум по доходности пройден и вряд ли повторится еще раз в ближайшем будущем, и теперь важно понять, на каком уровне наступит стабилизация. К слову, падения на рынке долговых обязательств не позволяют всерьез опасаться за рынок акций на фоне сокращения разного рода программ смягчения. Ведь именно на рынок государственного долга приходится основной удар Бена Бернанке и компании, и на горизонте 6-12 месяцев и оттуда будут разбегаться деньги. И, может быть, мы вернёмся к классической ситуации, нормальной нормальности, когда рынок облигаций и рынок акций снова превратятся в сообщающиеся сосуды. К этому когда-то все привыкли, потом болезненно отвыкали, пытаясь найти новые ориентиры. Ведь трудно жить без ориентиров, тем более в жестоком мире наживы и чистогана, в котором обитают спекулянты с Уолл-Стрит, далекие от моральных ценностей русского мира и таможенного союза, погрязшего в духовности и лишенного соблазнов, которые возникают у инвесторов, обладающих лишними пенсионными накоплениями. Это все рождает страхи, исследовать которые должны не только команды аналитиков, но и психиатров.

Пока же тем местом, откуда все бегут в страхе (страхи те же самые), являются развивающиеся рынки. Массовый отток капитала оттуда (как критерий определения слабых звеньев общее бессознательное сознание рынка выбрало наличие торгового дефицита) бьет наотмашь как по фондовым рынкам этих стран, так и по валютам. И по валютам в первую очередь. В списке наиболее пострадавших — индийская рупия и бразильский реал, валюты Индонезии и Турции. В особо плохие дни на этой неделе они теряли до 5%. В такой погоне массовых девальваций любо дорого смотреть на график украинской гривны. И не то, чтобы у нас торговый дефицит не позволял нам с ходу вписаться в ряд стран, попавших под удар мировой закулисы. Он, конечно, сокращается невиданными темпами под влиянием видимых и невидимых шаловливых ручек рынка и не только, но пока еще его размером можно гордиться. Но нет, не страдает гривна и украинский рынок от спекулятивных атак. А все дело в мудрых решениях партии и правительства. Быстрые деньги, которые сейчас спасаются бегством с внутренних рынков пострадавших стран, давно уже выдворены за пределы Украины. Мудро предвидя подобную ситуацию, лучшие банкиры Европы давно добились того, что в Украине практически не осталось иностранного капитала, которой склонен вести себя не патриотично в минуты мнимой опасности. Внутренний долг уже давно сосредоточен в отечественных банках и НБУ (те нерезиденты, которые еще значатся в списке держателей ОВГЗ относятся к числу бесстрашных и наверное просто будут сидеть до конца, причем судя по всему в НДС-облигациях), а про украинский рынок акций знают лишь посвящённые, причем большинство давно бы хотело забыть, но грехи (открытые позиции) не дают.

Конечно, есть и недостатки в такой политике. И мы сейчас снова о фондовом рынке, а никак не о темпах роста ВВП (тем более урожай уродил, и мы снова можем рисовать красивые цифры, молясь параллельно на рынок металла) и кредитования. К сожалению, разгоняя разного рода инвесторов с внутреннего рынка, пришлось провести ряд мер, от которых пострадал и рынок внешний. В итоге привлекать средства на рынке еврооблигаций не так и просто, а украинские спреды по-прежнему одни из самых широких как в мире, так и в своей истории за последнее пару лет. И это в тот год, когда подлый МВФ не хочет давать деньги просто так и требует разного рода глупости, вроде роста тарифов, вместо того чтобы просто выделить пару миллиардов, чтобы Киев смог ему вернуть эти пару миллиардов. Шутка ли, но текущая доходность еврооблигаций Египта, где сейчас слегка стреляют и откуда бегут все, кроме туристов из стран СНГ, ниже, чем у украинского долга. В таких условиях занимать очень трудно, но очень надо. В начале года на волне шары тема прокатывала, но теперь все сложнее и сложнее. При этом важно еще и показать всем этим инвесторам-спекулянтам, что Украина может занимать даже в таких условиях (параметры долговой нагрузки-то как раз позволяют), что в свою очередь облегчит сам процесс заимствования. Так что когда сезон отпусков подойдет к концу (а это случится уже на следующей неделе), Минфину надо хоть тушкой, хоть чучелом, но взять где-то внешний долг, пусть в виде кредита, пусть в виде частного размещения еврооблигаций, ну или нормального выпуска, если повезет.  

Возвращаясь снова к теме внутреннего рынка можно сказать, что тишина там за последнюю неделю стала еще пронзительнее. Особенно она заметна на фоне воплей с украино-российской границы, откуда-то из центральных районов Москвы или с поединков по боевому самбо. В общем, это все не может не радовать. И дело даже не в бездарности исполнителей коварных планов, или в их отстраненности от украинских реалий. Просто последние два года обитатели Украины могли лишь догадываться, то ли мы понарошку собираемся подписывать ассоциацию в ЕС, играя в какой-нибудь глобальный покер лжецов (за шахматные доски нас давно не пускают), то ли действительно движемся в том направлении. Но события последних недель подарили уверенность, а с ней и надежду, что все по-настоящему. А не как в кино, которое, как известно, самое важнейшее из искусств. У нас тут на деле показали новый блокбастер на тему приватизации, отдавая в прямом эфире в хорошие руки Донбассэнерго. Конечно, до лучших образцов этот фильм явно не дотягивает, заставляя вспоминать настоящую классику жанра. А именно «Продажа Криворожстали. Часть 2», снятый еще в 2005 году и до сих пор не превзойдённый в отечественном кинематографе. И вроде бы снимают также, но то ли игра актеров не дотягивает, то ли бюджеты маловаты. Цитата Станиславского напрашивается. В общем, как у Феллини не получилось. Отдельно, конечно бы, хотелось выделить операторскую работу и специалистов по кастингу. Так или иначе, в фильме неожиданно появилась интрига, что уже выгодно отличает его от последних работ этого режиссёра. И цена в процессе выросла на целых 70 млн. грн., что в принципе не диктовалось сюжетом и должно порадовать широкие зрительские массы. Впрочем, учитывая уровень стартовой цены, эти шаги покупатель себе мог позволить, эффектно обойдя на финише своего технического конкурента (это не мы придумали, это название у них такое). Так или иначе, но даже полученная в итоге цена в два раза превышала уровень котировок акции на бирже. Казалось бы, логика событий требовала немедленного взлета котировок акций Донбассэнерго и как следствие, бурный рост рынка. Но котировки акций вдруг упали, отразив общее унылое настроение на рынке, который всю последнюю неделю вяло снижался, переняв настроение внешних рынков. В общем, когда энергогенерирующие компании взрываются, рынок реагирует на это адекватнее. Может быть, это отражает его кровожадную сущность? Так или иначе, индекс УБ начал пятницу на отметке в 863 п., где-то в том самом коридоре, где уже как полгода изображает торговую активность.

Теги:   Сергей Фурса Переглядів:   1434

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН