Антимонопольный комитет подает в суд на «Укрзалізницю», так как оператор взвинтил тарифы и не платит штрафы
Ринки 17.07.2014 08:44Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) и «Укрзалізниця» (УЗ) готовятся к судебным разбирательствам. Поводом послужил отказ железнодорожного монополиста оплатить штраф в 100 млн грн, который АМКУ выписал еще в июле прошлого года. В комитете пришли к выводу, что УЗ в 2012 г. необоснованно применила экспортный тариф при перевозках зерна компании «Нибулон», тогда как перевозка была внутренней.
Помимо штрафа, АМКУ обязал железнодорожников разработать и утвердить механизм контроля за правильностью определения грузовладельцами назначения груза — на экспорт или для внутреннего сообщения. Ни одно из предписаний АМКУ в «Укрзалізниці» не выполнили. Вместо этого госкомпания обратилась в комитет с предложением пересмотреть решение. На что в АМКУ ответили отказом.
«Имеющаяся у комитета информация подтверждает наличие в действиях «Укрзалізниці» нарушений. Поэтому решение комитета было оставлено без изменений», — сообщили «Капиталу» в пресс-службе ведомства.
Коса на камень
Не найдя поддержки в комитете, УЗ решила сработать на опережение, заявив о намерении отстаивать свою правоту в суде. В госкомпании, ссылаясь на данные налоговых органов, утверждают, что за 2012 г. через пункт пропуска государственной границы на территории перегрузочного терминала СП «Нибулон» вывезено 4 млн т зерновых грузов, из которых 3 млн т — непосредственно компанией «Нибулон».
«При этом в 2012 г. железнодорожным транспортом в адрес этого предприятия перевезено лишь 1,95 млн тонн зерновых грузов, что в очередной раз подтверждает факт экспорта. То есть фактически зерно отправилось на экспорт, а поэтому решение Антимонопольного комитета о применении внутренних тарифов на указанные перевозки является безосновательным», — говорят в УЗ.
Впрочем, в АМКУ такую аргументацию назвали неубедительной. К тому же, по словам руководителя аналитического отдела консалтинговой компании ААА Марии Колесник, практика, которую применяет железная дорога по начислению экспортного тарифа — достаточно распространенная.
«В этом случае они попали на крупную компанию, которая смогла показать зубы», — говорит Колесник. По словам эксперта, если в контракте четко прописано, что груз идет в ту или иную страну, то, следовательно, перевозчик может применить международный тариф. Но если груз доставляют лишь до пункта пропуска на границе, то должны применяться внутренние расценки.
100 млн грн должна выплатить «Укрзалізниця» за злоупотребление монопольным положением при формировании тарифов на перевозку зерна
«К примеру, если тот же «Нибулон» после доставки перегружает на своих элеваторах и что‑то экспортирует, то это уже следующая операция. Потому «Нибулон» вполне обоснованно запротестовал», — полагает эксперт.
Генеральный директор «Нибулон» Алексей Вадатурский рассказал «Капиталу», что случай необоснованного применения экспортного тарифа со стороны госмонополиста по отношению к его предприятию не был единичным. «Укрзалізниця» взимала с нас разницу в тарифе больше года», — говорит Вадатурский. По словам собеседника, систематическая практика железной дороги брать больше чем положено послужила поводом для обращения предприятия в АМКУ. Но даже после того как АМКУ обязал УЗ исправить нарушение, «Нибулону» разницу в тарифах не возместили, уточнил Вадатурский.
Взять сполна
В «Укрзалізниці» уже давали понять, что текущие тарифы на перевозки их не устраивают. По инициативе УЗ был подготовлен проект приказа Министерства инфраструктуры о внесении изменения в коэффициенты, на основании которых рассчитываются тарифы грузоперевозок. Документом также предусмотрено устранить диспропорцию в действующих грузовых тарифах на перевозку зерна железнодорожным транспортом — предлагается установить единый коэффициент при перевозке зерна независимо от вида сообщения.
«Это позволит увеличить тарифы на перевозку зерновых грузов во внутреннем сообщении», — говорят в госкомпании.
Согласно проекту приказа, планируется провести индексацию железнодорожных грузовых тарифов как на перевозку во внутреннем сообщении, так и на экспорт на 12,5 %, что в среднем за год составит 6,2 %. При этом накануне начальник главного коммерческого управления УЗ Юрий Меркулов заявил, что предложенное монополистом повышение железнодорожных тарифов на грузоперевозки на 12,5 % значительно отстает от роста цен на зерновую продукцию.
По словам чиновника, цены на зерно растут значительно быстрее, чем происходит изменение тарифа на грузоперевозки.
Впрочем, как свидетельствуют котировки Чикагской товарной биржи, за последние почти два года экспортная стоимость зерна упала с $ 245 за т до $ 197 за т.
Любопытно, что конфликт между антимонопольным ведомством и государственной железнодорожной компанией далеко не первый за последнее время. По версии Антимонопольного комитета, в прошлом году «Укрзалізниця» стала наиболее частым нарушителем экономической конкуренции. Пять из шести железных дорог, находящиеся под управлением УЗ, были оштрафованы за необоснованно высокие тарифы на услуги по предоставлению пассажирам постельного белья. Общая сумма штрафа в связи с этим составила 150,5 млн грн.
Ранее представители «Львовской железной дороги» и «Приднепровской железной дороги» заявляли о намерении опротестовать санкции.