Слава Рабинович: Режим vs. система, токсичность и международные товары России
Думки 16.10.2014 17:01 В России нет больше никакой политической системы, и нет больше никакой экономической системы. В России есть политической режим и экономический режим. Первое – это репрессивная гебистская диктатура, а второе – это неофеодализм, построенный в отдельно взятой стране.Токсичность страны, в качестве направления международного капитала, определяется не только санкциями, страхом санкций, потерей доверия, установками комплайенса «лучше перебздеть, нежели недобздеть» и прочими подобными факторами, но и наличием или отсутствием системы или режима. Если есть система – со страной можно иметь дело, так или иначе. Если есть режим – со страной дел иметь нельзя, ибо страна перестает быть предсказуемой, а отсутствие предсказуемости для международного инвестиционного капитала – это табу.
Больше по этому аргументу мне сказать нечего. Переходим к следующему.
Главные экспортные товары России – это нефть, газ, металлы, руда, уголь. Это то, чем Россия «заметна» в международной торговле.
В 2008 году мировые цены на эти товары рухнули, в связи с глобальной рецессией. Причем цены рухнули именно во второй половине 2008 года, а всю первую половину 2008 года они шли вверх, затмив зрение кремлевским гебешным горе-менеджерам. Ведь ипотечный кризис бушевал в США с 2007 года, а не с 2008, но близорукие неандерталы не смотрят CNBC, и газету The Wall Street Journal не читают. Для них всё продолжало быть «ханки-дори» вплоть до Давоса в феврале 2008 года, где они удивили весь мир своей глупостью о «тихой гавани» и «островке безопасности». Через полгода российская экономика потерпела такой крах, как ни одна другая экономика из стран G-20, по темпам снижения ВВП.
По «слухам», Игорь Иванович Сечин является самым высокооплачиваемым генеральным директором в мире. По слухам, его ежегодная зарплата составляет 50 миллионов долларов гарантированной базы. Нет ни одного топ-менеджера в мире, который бы получал такие деньги в гарантированной ежегодной базе. Игорь Иванович Сечин уже судил и «Ведомости», и «Форбс», за распространение этой «лживой информации», но, при этом, его реальная зарплата засекречена. Она засекречена, согласно какому-то там закону, который гебешники приняли в классификации «государственные секреты». Напомню, что Роснефть, хотя и является мажоритарно «государственной», её акции, находящиеся в свободном обращении, тем не менее торгуются на Лондонской фондовой бирже, т.е. компания там залистингована. Таким образом, компания должна подчиняться правилам этого листинга. Но зарплата её топ-менеджера – государственная тайна. Вот такие правила у гебешников. «Хотите торговать нашими акциями – играйте по нашим гебешным правилам». Возникает вопрос, когда акции Роснефти будут де-листингованы и почему они не де-листингованы уже...? Но это – отступление. Вступление – это то, что Игорь Иванович Сечин, самый высокооплачиваемый топ-менеджер нефтяной индустрии в мире (!!!) не так давно заявил, что цена на нефть не может упасть ниже 90 долларов за баррель. Цена, стой, раз-два.
Не нужно быть семи пядей во лбу, и не нужно быть топ-менеджером вообще никакой компании, чтобы посмотреть исторические цены на нефть за вторую половину XX века и за все годы XXI века, даже с поправкой на инфляцию и PPP. Не уходя далеко в 70-е и 80-е, достаточно упомянуть, что нефть была 9 долларов за баррель в 1998 году, достигала 147 долларов за баррель в мае 2008 года, и была на 39 долларах за баррель через полгода после этого, в декабре 2008 года.
Цена на нефть – это функция (1) спроса, (2) предложения, (3) финансовых спекуляций, (4) политических договорённостей и (5) экономического состояния глобальной экономики и/или опережающих ожиданий по нему. «Провалы» цен на нефть до рекордно-низких уровней в «локальных» отрезках времени возможны, при сочетании факторов т.н. «perfect storm-а», т.е. «идеального шторма». Такой «идеальный шторм» случился осенью-зимой 2008 года, когда эластичность спроса разрушилась из-за разрушения спроса в США на уровне 147 долларов за баррель при нарастании экономического и финансового кризиса именно в США, весной 2008 года. Оттуда цена двигалась практически всё время только вниз, а когда наступила острая фаза кризиса, после падения Lehman Brothers и полной остановки даже таких самых ликвидных рынков капитала, как рынки money markets (когда Coca Cola, компания с на тот момент долговым рейтингом AAA, не могла делать краткосрочные долговые заимствования для финансирования зарплат своим сотрудникам), то цена нефти обрушилась, и продолжала рушиться, пока не достигла дна в декабре 2008 года, когда мир погрузился в глобальную рецессию первый раз за 60 лет.
Неважно, какая цена является безубыточной для разработок сланцевой нефти. Неважно, какие американские компании могут пострадать или не пострадать (так сильно). Важно то, что сценарий «идеального шторма» может наступить, и наступить так же неожиданно, как в 2008 году, и так же не неожиданно, как любой такой сценарий по образу и подобию так называемого «Чёрного Лебедя» из одноимённой экономической и финансовой теории, уже много раз продемонстрированной на практике. И, в этом случае, цена может упасть и до 60, и до 50 долларов за баррель, и там находиться какое-то время. Достаточное для того, чтобы Россия перестала существовать, как единое государство.
Но «Чёрный Лебедь» для нефти – это необязательно «идеальный шторм» по образу и подобию каких-либо будущих сценариев, похожих на те, что были в 1998 или 2008 годах. «Чёрный Лебедь» для нефти в не столь отдалённой перспективе – это ещё и Tesla, Lockheed Martin, Toyota, и т.д.
Не верите? Мы вошли в эпоху пост-индустриального развития мира. Посмотрите на рыночную капитализацию компаний Apple, Google, Microsoft и Alibaba. Сравните их с рыночной капитализацией Газпрома, Роснефти, Русала и Лукойла. А после этого посмотрите на рыночные цены на природный газ, металлы, железную руду и уголь.
Россия профукала сланцевую газовую революцию, и профукала при помощи тех же гебистских «супер-менеджеров». Цена на природный газ упала со всеми другими ценами на товары в 2008 году, но так и не поднялась даже близко к своей предкризисной отметке. Все понимают, почему. Посмотрите на цены на железную руду. Они находятся на своём 5-летнем минимуме. Насчёт цен на сталь спросите у Игоря Зюзина, Алексея Мордашева, Владимира Лисина и Александра Абрамова. И так далее.
Россия профукает и нефть – точно так же, как и сланцевую газовую революцию. Россия профукает всё. Потому что у неё нет системы, а есть режим.
Человечество изменяется, но глупость остаётся. Древняя Греция, Древний Рим... империи рушатся, но опыта не накапливается... среди глупых, злых, подлых и алчных. Они не знают истории. Кто не знает прошлого, у того нет будущего. Это верно и для Германии начала XX века, а потом середины XX века, это верно и для СССР и всего социалистического блока конца 80-х, это верно для Венесуэлы в наше время, и это верно и для России – не только в будущем, а прямо здесь и сейчас.
Теги: Россия Слава Рабинович Переглядів: 1994