Татьяна Гринь: Украина – ЕС: торговля в условиях войны, или Как пройти в Европу?
Думки 27.02.2015 09:40Украина, определив вектор движения в сторону европейского рынка, стандартов и ценностей, оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, страна должна осуществить колоссальный прорыв в сфере реформирования национального законодательства, чтобы переориентироваться на рынок ЕС. С другой – имея давно установившиеся торговые связи с Россией, Украина должна решить, как в дальнейшем строить торговые отношения со страной, которая на сегодняшний день является агрессором.
Торговые отношения с РФ достались нам в наследство от Советского Союза. Известные правила, регламенты, стандарты, ГОСТы и т.д. не требовали от украинских производителей принципиально новых знаний и подходов. Сегодня перед бизнесом стоит задача выхода на сложившийся европейский рынок, что требует специальных знаний, которые бы позволили конкурентно торговать.
Вызовы для украинского бизнеса/производителей
Будучи в сложной политической и экономической ситуации, бизнес ищет ответы на вопросы:
- Как украинскому бизнесу завоевать европейский рынок, и какие вызовы принять производителям?
- Какие барьеры стоят на пути украинских товаров в Европу – решает ли отмена пошлин проблему выхода украинских товаров на рынок ЕС?
- Как примирить рынки СНГ и ЕС, и посильна ли эта задача для Украины?
Украина, подписав и ратифицировав соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, продемонстрировала четкое и однозначное намерение создать в течение 10 лет зону свободной торговли с ЕС (ЗСТ). Это намерение включает в себя, прежде всего, реформу правовой системы Украины. Для этого составлен план действий по имплементации законодательства ЕС в национальное, в результате которого должно произойти «сближение» законодательств, иначе войти в европейскую зону свободной торговли будет невозможно.
Россия и национальные интересы
Сегодня торговый бизнес в Украине решает непростые задачи: как соблюсти свои экономические интересы во время войны с Россией – идти на компромисс и торговать с Россией или нести убытки?
Так, Россия неоднократно заявляла о возможности расторжения договора о зоне свободной торговли. Кроме того, власти РФ перекрыли рынок некоторым украинским товарам, например, молочной продукции, свинине, картофелю и ряду других товарных групп. Это серьезно осложнило ситуацию для украинских производителей, которые не смогли быстро переориентироваться на рынок ЕС.
Одновременно с украинской стороны звучат предложения о прекращении торговых отношений со страной-агрессором. Так, недавно в Верховной раде был зарегистрирован законопроект, который предлагает запрет российского импорта (реэкспорта, реимпорта) в Украину, а также транзита энергоресурсов. Будет ли принят
Исторически в Украине действовали советские ГОСТы, выполнение которых контролировалось госорганами. В то же время система, действующая в Евросоюзе, предполагает, что производитель самостоятельно отвечает за выполнение правил безопасности продукции и соответствие такой продукции директивам и другим регламентирующим документам, принятым в ЕСтакой противоречивый законодательный акт, и сыграет ли он в плюс украинской экономике – покажет время. Однако уже сейчас понятно, что такие меры могут привести к огромным потерям для бюджета и поставить под сомнение обязательства, взятые Украиной по транзиту энергоносителей европейским торговым партнерам.
Введение запретов, санкций и прочих ограничительных мер не добавляет оптимизма ни украинским компаниям, ни российским, поскольку бизнес получает прибыль от торговых взаимоотношений.
Несмотря на все политические сложности и заявления, похоже, что на данном этапе Украина выбрала компромисс – ВЭД с российскими партнерами все же осуществляется на условиях свободной торговли.
Отлагательное условие
Одним из условий такого компромисса стала договоренность между Украиной и ЕС о частичном применении на временной основе некоторых положений договора об ассоциации между Украиной и ЕС, согласно вербальной ноте SGS14/12029.
Таким образом, лишь некоторые положения договора об ассоциации, в частности, касающиеся политического диалога, верховенства права, соблюдения прав человека, упрощения миграционных процессов, секторального сотрудничества и др., применяются с 1 ноября 2014 года. При этом применение торговых положений отложено до 1 января 2016 года.
Со своей стороны, несмотря на отлагательное условие, ЕС продлил одностороннюю отмену ввозных пошлин на большое количество украинских товаров. Таким образом, торговля с ЕС на сегодняшний день осуществляется в «ручном режиме», что должно создать преимущества для украинских товаров на европейском рынке. При этом часть товаров, ограниченных квотами, могут ввозиться на рынок Евросоюза беспошлинно лишь в рамках выделенных квот – и это ограничивает возможности украинских производителей и экспортеров квотированных товаров.
На какой-то период отмена пошлин оживила украинско-европейские торговые отношения. Однако это оживление наткнулось на новое препятствие – систему европейских технических стандартов для промышленных товаров и систему санитарных и фитосанитарных условий для продовольственных товаров. Иными словами, украинские товары не могут экспортироваться в ЕС, если не соответствуют европейским техническим стандартам и фитосанитарным требованиям. Данный факт подтверждается статистическими данными: временный рост экспорта в страны ЕС за первые девять месяцев 2014 года, который составил 12,3%, сменился 22%-ным падением экспорта в четвертом квартале 2014-го.
Необходимая гармонизация
Можно предположить, что отлагательное условие по торговой части было принято Украиной под давлением России. Однако следует иметь в виду, что Украина законодательно не была готова применять торговые положения соглашения с 1 ноября 2014 года по причине несоответствия качества украинских товаров европейским требованиям. То есть технические и технологические процессы, которые используются в производстве украинских товаров, лишь отчасти соответствуют требованиям ЕС.
Сейчас перед Украиной стоит задача создания национальной законодательной базы, отвечающей европейским стандартам и техническим регламентам. Это означает, что система стандартизации и технического регулирования в Украине должна быть реформирована – созданы новые институты и закрыты старые; приняты, разработаны и адаптированы в украинское законодательство технические стандарты в отношении продукции, которая производится в Украине и экспортируется в Евросоюз. Где необходимо – модернизировано производство таким образом, чтобы производимые товары соответствовали европейским стандартам. По заявлению премьер-министра Украины Арсения Яценюка, общее количество европейских стандартов, которые, в соответствии с договором об ассоциации, должны быть имплементированы в национальное законодательство, составляет около 15 000. А это означает, что бизнес должен быть готов к дополнительным капиталовложениям в модернизацию производства.
15 000 европейских стандартов должны быть имплементированы в национальное законодательство в соответствии с договором об ассоциации с ЕСЧто касается гармонизации, то реформа системы технического регулирования и стандартизации в Украине предусматривает изменение концепции в области технического регулирования и стандартизации. Исторически в Украине действовали (а некоторые продолжают действовать) советские ГОСТы, выполнение которых контролировалось государственными органами. В то же время система, действующая в Евросоюзе, предполагает, что производитель самостоятельно отвечает за выполнение правил безопасности продукции, и соответствие такой продукции директивам и другим регламентирующим документам, принятым в ЕС.
По мнению эксперта ЕС по вопросам технического законодательства Йоахима Ламберта, в случае если производитель желает разрабатывать кардинально новую продукцию, он может это сделать, и его не ограничивают старые нормы. Однако в таком случае он должен продемонстрировать соответствие своего товара требованиям безопасности. В то же время, если производитель принимает гармонизированные стандарты, соответствие стандарту предусматривает «презумпцию соответствия» общим нормам безопасности продукции.
Первые шаги
В связи с этим Украина уже начала предпринимать активные шаги по гармонизации национального законодательства с европейским. Так, 3 января 2015 года вступил в силу закон «О стандартизации», который определил новые принципы и процедуры принятия, признания и применения стандартов в Украине, а 15 января 2015 года Верховная рада проголосовала закон «О технических регламентах и оценке соответствия». Это лишь первые шаги. Также необходимо внести изменения и в Хозяйственный кодекс, в закон «О защите прав потребителей», декрет Кабинета министров «О стандартизации и сертификации» и др.
Кроме того, необходимо, чтобы национальный орган стандартизации «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» разработал (а попросту – перевел на украинский язык и адаптировал) технические стандарты и предоставил информацию производителям, участникам рынка, экспортерам и другим субъектам хозяйствования, а те в свою очередь, внедрили их в свое производство.
Бизнесу, который ориентируется на европейский рынок, в этой ситуации
можно посоветовать самостоятельно или с помощью консультантов изучить
европейские требования и протестировать свой товар на предмет его
соответствия этим требованиям – определить регламентирующие директивы
ЕС, обеспечить документацию, которая бы демонстрировала соответствие
продукции требованиям директив. Для товаров, которые должны
сопровождаться декларацией соответствия, – получить эту декларацию,
соблюсти требования к маркировке.
Если товар соответствует, а бизнес планирует выходить на рынок – начинать процесс.
Все вышеизложенное относится к промышленным товарам. Что касается пищевых продуктов, то до того как они будут допущены на европейский рынок, продукция каждого конкретного производителя должна быть проинспектирована и подтверждена представителями ЕС. Такая процедура будет действовать до момента гармонизации санитарных и фитосанитарных стандартов ЕС.
Теги: Россия ЕС Татьяна Гринь Переглядів: 1177